Наводя весеннюю уборку после длительной стужи в одном из старых шкафов под кипой пожелтевших от времени газет, я неожиданно нашел личную папку Алексея Семеновича Шатохина. В ней хранились настоящие сокровища: фотографии, грамоты, похвальные листы, удостоверения к медалям, личные стихи и сборник поэзии местных авторов и театральных актеров. Если бы что-то подобное сохранилось от моего прадеда – я бы берег это как зеницу ока. Внимательно изучив содержимое конверта, я решил попробовать разыскать его родственников. Поиск занял не много времени, в тот же день мне написала внучка Алексея Семеновича – Анна, поблагодарила и спросила, когда и где ей удастся забрать драгоценную частичку истории своей семьи. Уже на утро следующего дня она вместе с отцом приехала в редакцию газеты. Чтобы убедиться в том, что папка действительно попадет в руки родственников я попросил Шатохиных рассказать о своем предке и о том, как же папка в стенах газеты оказалась. Рассказанная история показалась мне очень интересной, и я не могу не поделиться ей с нашими читателями.
Жаль, что в сутках всего 24 часа
Алексей Семенович уроженец села Орехов Лог. Он был принципиальным человеком. Всегда держал слово и твердо стоял на своих убеждениях. В любой ситуации был за правду. Какой бы она не была. Когда сталкивался с несправедливостью – сильно переживал, пропуская все события через призму сердца. Сталкиваясь с препятствием, справиться с которым было выше человеческих сил он не опускал руки, а с непоколебимостью человека, уверенного в своих силах, переносил ненастья. Алексей Семенович был очень разносторонним человеком. Он играл баяне, гармошке, гитаре, аккордеоне, мандолине, балалайке и некоторых других инструментах. Семья Шатохиных сохранила потрепанный временем баян, который музыкант смастерил себе своими руками.
Храня в душе любовь к родине и желая запечатлеть ее пейзажи Алексей Семенович научился достойно рисовать. Его огромная двухметровая картина висела в совхозе загодзерно, еще одну из работ передали в Краснозерский художественно-краеведческий музей им. В.И. Коробейникова.
Патриотизм отражался и в стихах столь неординарного человека. Он был членом Союза писателей и поэтов Сибири. При каждой возможности ездил на семинары. В дальнюю дорогу его провожали всей семьей. На собраниях он познакомился со многими интересными людьми. Часто переписывался с новосибирским композитором Николаем Михайловичем Кудриным, автором таких широко известных песен как «Хлеб всему голова», «Перепелка» и «Деревня моя». Он поддерживал Алексея Семеновича в его увлечениях, давал дельные советы и обсуждал творчество.
Поэту-любителю нравились простые и открытые люди с добрым сердцем. Порочные, лживые, двуличные и лицемерные представители человечества зачастую становились жертвами обличительной и колкой сатиры. Его стихи раскрывали в высоком низкое, в торжественном будничное, заставляя смеемся над тем, что само по себе смешным не является. «И смех и грех» — так отзывались читатели о рубрике «окно сатиры», периодически появляющейся на страницах районной газеты. На все увлечения времени ему катастрофически не хватало. Бывало он засиживался чуть ли не до утра сочиняя новое стихотворение. Чтобы сохранить бодрость – очень много курил. Жена осуждала пагубную привычку и просила не засиживаться до поздна, но все без толку. Любовь к супруге не могла соперничать с настоящей страстью к творчеству.
Хорошие люди богу нужны
В жизни Алексея Семеновича промелькнула и Великая Отечественная война. Во время войны окончил короткосрочные офицерские курсы, получил звание младшего лейтенанта, был призван на фронт и попал в состав комендантской роты находящийся на территории Германии. Задача солдат заключалась в сохранении порядка в уже «пройденных» немецких городах. Но и там участвовал в военных действиях. Однажды диверсант кинул гранату, один из осколков попал в ногу, а второй в голову герою нашей истории. Ранения оказались не смертельными. Он показывал детям шрамы и маленькое черное пятнышко, там остался не вынутый осколок.
Проходя медосмотр перед долгожданной поездкой в санаторий на флюорографии обнаружили рак легких в запущенной стадии. Всего за год болезнь погубила Алексея Семеновича, человек сгорел словно свеча. Не зря говорят, что хорошие люди богу нужны. Удостоверение участника войны не получил, списки начали составлять после его смерти. По советской традиции Алексея Семеновича похоронили со всеми медалями.
Данил Черкалин
Архивная публикация