На сибирских просторах, много троп и дорог на одной из них есть село Мохнатый Лог

Сегодня своими теплыми воспоминаниями и интересными рассказами с читателями поделились жители прекрасного села Мохнатый лог. Первое упоминание о нем было найдено в документах 1811 года. В то время человек по фамилии Червев просил разрешение на переезд в это село, по этой дате жители два года назад отметили 205-летите своей родной «деревеньки»

Гагарин в космос улетел

Ольга Павловна Тарасенко:

Одно из самых ранних воспоминаний из моего детства – это горы зерна, которое пожилые женщины сушили на складах. Отчетливо помню насыщенный и сытный запах пшеницы и льна. Женщины деревянными лопатами расталкивали горы, сушили зерно, а мы, шныряя под их ногами, таскали семена льна и ели его. Это казалось самой вкусной едой на свете.
Второе запомнившееся мне событие – это полет Гагарина в космос. У соседей был репродуктор, поэтому в этот день у них собралось, наверное, все село. Все уселись, включили этот «прибор» и слушали что-то невозможное о том, что человек вышел в космос. Но мне казалось, что народ собрался к большой беде, что вскоре начнется какая-то страшная война, о которой много рассказывал мне дед.

Все село сходилось на свадьбу и молодых посмотреть

Свадьбы у нас проходили по украинским традициям. Приглашали гармониста, игравшего веселую музыку, невеста обязательно надевала венок на голову, устраивали гуляние по три дня, а в конце гуляния вбивали кол в землю. Лет 15-20 назад свадьбы приковывали много взглядов. Односельчанам было интересно посмотреть: как выглядит жених, в каком платье невеста. Даже неприглашенные на гуляния сходились полюбоваться на молодых.
Больше всего мне запомнилась регистрация казахской свадьбы. Чета Сарсикеевых вступала в брак в казахских народных костюмах. Справили свадьбу без капли спиртного, а гостей угощали баурсаками.

Говорящий «кот»

Иван Васильевич Еремченко:

Многого за жизнь свою я повидал.
У каждого из нас самые яркие воспоминания из юности. Как-то задумали мы с друзьями попугать девчат, живущих в доме на два хозяина. В одной половине девчата жили, а во второй пожилые женщины. Завязали мы девчатам двери входные, постучались в окно, а сами на амбар залезли. Только вместо девчат, их соседки вышли. Спрашивают: «Хто там?» А друг мой Сашка Перков котом решил прикинуться, так умело у него получилось, что не отличить даже от настоящего. Стал он громко кричать: «Мяу, мяу». Одна бабка и говорит: «Не видно никого вроде, токо кит мявкает». И заговорил тогда «кот» человеческим голосом: «Да кот, я твой кот». Как они тогда испугались, это видеть надо было! По углам разбежались, попрятались, притихли и сидят. А мы домой скорей по кустам побежали, чтобы не узнали, что это мы дел натворили.

Что делило село пополам?

В нашем селе проходила одна из крупнейших строек в области, об этом даже областная газета писала. Построили современную машинно-тракторную станцию (МТС), обслуживающую 22 колхоза. Старожилы вспоминали, что появление станции разделило деревню на две части, на «мохнатку» и «МТС». Те, кто жил и работал на станции, получал больше денег и обладал большими привилегиями, по сравнению с соседями. С появлением МТС появились магазины, и село начало быстро развиваться.

Жуткий гость

Задурялись и в детстве тоже. Тыкву с огорода утащим. Вырежем из нее лицо страшное, глаза большие, рот без зубов, свечку в нее поставим и ходим по деревне вечером, в окна стучим. Выглянет хозяин, а перед ним гость жуткий стоит и глаза его огнем пылают. Народ пугался, конечно, а на утро родителям рассказывали все. Получали мы тогда за эти шалости ремня ого-го!

Дуля в кармане

Мария Егоровна Зуева:

Жила в конце нашей улицы бабушка. Боялись все ее страсть как. Если кто-то хоть как-то ее обидит, то с ним обязательно что-то плохое приключалось. Хорошо помню один случай, как мой двоюродный брат приехал к нам после войны возить зерно на бричках. А мужики его предупредили, что с той бабкой шутки плохи, даже в кармане кукиш показывать нельзя, узнает и беду наведет. Решил он проверить, так ли это на самом деле. Проезжая мимо ее дома, скрутил в кармане кукиш, бабка тут же выскочила и проводила его недобрым взглядом. С тех пор как едет мимо нее так засыпает, а лошади бродить начинают по канавам да лесам. Несколько раз доходило до того, что его бригадир искал по селу. Пришлось потом ему идти и просить извинения у этой бабки, чтобы чары свои сняла с него.

Синяк – за спасение

Рядом с нашей улицей протекает река Карасук, красивая она была в то время, чистая, кругом зелень, все цвело и благоухало. Все лето мы там купались, прыгая с лодки.
По соседству с нами жил врач, а сын его любил выпить частенько. Набрался он как-то, да потянули его черти в воду, а плавать-то не умел, тонуть начал.
Я прыгнула в воду спасать его, а он как ухватил меня за талию, да так крепко! Испугалась, что утопит, но обошлось. Синяк у меня месяца три потом не сходил.
А спасенный мой настолько был благодарен, что потом всю оставшуюся жизнь спасибо говорил.

Бедно, зато дружно

Когда мой отец ушел на войну, остались мы, семеро, его дожидаться. Жили мы тогда очень бедно, а соседи наши побогаче были. С голоду нам помереть не дали. Сестра моя маленькая плачет и говорит: «Хлеба есть хочу». Соседские девчонки пойдут из дому хлеба нам принесут.
А напротив дед-рыбак жил, частенько рыбкой нас угощал. Легче всего было летом. Почти одной ягодой питались. Соберемся гурьбой и идем черный паслен рвать. Тогда много его в нашем селе росло. Мальчишки нарвут его, щеки, да губы нам накрасят и ведут домой. Веселились до тех пор, пока отмывать его не начнем. Любили мяч у дома погонять, делали мы их из коровьей шерсти. Вычешем корову, скатаем мяч, соберемся всей детворой и гоняем его с утра до вечера. Так и жили тогда, бедно, но дружно.

Знакомство с важным человеком

Александр Степанович Поливанов:

Раньше приходилось нам работать в бригадах. Стояли полевые станы, сейчас молодежь, скорее всего, и не знает, что это такое. Вот работаю я как-то на поле, смотрю, «ГАЗ-69» подъезжает, а из него выходит мужчина такой статный, в очках, подходит ко мне и спрашивает: «Как у вас тут дела? А бригадир ваш где?» Ну, а я-то не знал кто это, ветер в тот момент дунул, у него пиджак откинуло, и я звезду героя увидел, тогда я сразу понял, что это человек серьезный. Расспросил он меня обо всем, как у нас здесь с жильем, как постель меняется и как кормят. А в поле у нас стояло два домика, там мы обедали, отдыхали, и ночевать оставались.
Я ему рассказал, что там всегда постель чистая и банька готовая. Порасспрашивал он меня немного и уехал. Я в три часа ночи вернулся в домик на ночлег, а мне навстречу выходит бригадир наш и говорит: «Ну что, Сашок, нажаловался на меня первому секретарю?» Вот так и прошло мое знакомство с важным человеком, Василием Ивановичем Коробейниковым. Пока в той бригаде работал, он часто к нам приезжал, заботился о нас и помогал решить любой вопрос.

Преступнику по заслугам

На краю села дом старинный стоит, сейчас там никто не живет, но дом сохранился. Жил там богач местный, Железняк его фамилия.
Раньше наши мужики уходили на заработок в город Каргат, шли пешком в сторону железнодорожной станции, а оттуда уезжали в город. Денег заработают, домой привезут, отдохнут и снова на заработки уходили. По дороге до станции деревушка небольшая была. И вот, рассказывают, что повадился оттуда разбойник мужиков наших грабить. Вооружился, на коня сел и поехал путников грабить. А навстречу ему трое мужиков, в том числе и Железняк. Грабитель слез с коня, в руках топор и вилы, пригрозил он встречным: «Отдавайте все, что есть или порешу вас на месте». Желязняк – мужик здоровый был, словчился, кинулся на разбойника, отобрал топор и убил его. С того дня он бояться начал, что мужики расскажут о преступлении и он в тюрьму попадет. Схоронил он деньги под мостом, а сам на заработки поехал и долго не возвращался. Когда все успокоилось, вернулся, выкопал свой «клад». А на эти деньги он купил хорошие дома и развел большое хозяйство.

Поэт Мохнатологовской земли

Тепло о малой родине отзывается житель села, самодеятельный поэт Николай Данилович Музалев. Он много стихотворений посвятил родному краю, вот одна из его работ:

Я люблю свое село
Мохнатый Лог,
И об этом говорю вам, не тая,
Здесь начало моих жизненных
дорог,
С детства близкие
сибирские края!

Над селом гуляет
ветер озорной,
И березки тихо
листьями шумят,
Да порою высоко над головой
Облака по небу синему спешат.

Все знакомо мне в родном селе,
Исходил его я вдоль и поперек,
На родной Мохнатологовской
земле
Знаю каждый овраг и бугорок.

Не сменяю я свой адрес
никогда.
По душе мне вольные края.
От тебя я не уеду никогда
Мой родной Мохнатый Лог –
судьба моя!

Подготовили Данил ЧЕРКАЛИН и Кристина ИЛЬИНА. Фото из архива сельского совета села. 2018 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *