На основании исторической справки отдела архивной службы администрации Краснозерского района в селе Карасук. Краснозерское Алтайского края 1929 года существовала районная промышленная артель, которая занималась выпуском различных изделий, работали пимокаты, производился ремонт обуви и её пошив, было несколько кузнецов.
В 1937 году по району числилось 52 рабочих.
В 1938 году артелью им. Ленина в которой кроме названных услуг, появилось гончарное производство. В селах района, входящих в состав артели работали надомники всего 58 человек.
Когда заходит речь об этой организации многие старожилы употребляют название «Куспром» и уверяют, что эта организация находилась на улице Набережной №20, другие называют улицу Октябрьская №10, третьи спорят, что со дня образования её она находилась на улице Советской и называют номер помещения 70.
И все правы «Райпромкомбинат» находился на улице Набережная, хозяином которого был «Карасукский промсоюз», артель инвалидов «Труд фронтовика», от Новосибирского копинсоюза. Всех объединяло то, что они практически выпускали одну и туже продукцию: ремонт обуви и пошив её, изготовление валенок, станков для поделки кизяка , бочек, выделка шкур, индивидуальный пошив одежды.
Все организации работали с надомниками, выполнявшими свою работу согласно заказа, и получавшие от названных организаций заработную плату.
Рабочие «помещение» имело только артель им. Ленина, которая изначально и до сей поры только с другим названием находится на ул. Советской.
И только в предвоенные годы артели начали расширять своё производство на территории региона.
Артель им. Ленина объявляет о приёме рабочих на постоянную работу: портных, пимокатов, закройщиков, гончаров, и рабочих на кирпичный завод, мельницу, шорное производство.
Через некоторое время открывают часовую мастерскую. Люди радовались, что появилась постоянная работа.
Но радость была недолгой – наступил июнь1945 года. В одночасье всё переменилось. Большинство мужчин ушло на фронт. Тяжесть работ легла на плечи стариков, женщин и подростков. Строительство помещений (цехов) было прекращено. И на данные предприятия изготовление потников, валенок, рукавиц с «одним пальцем», сапог, шапок, фуфаек. Небольшой коллектив трудился день и ночь. А с января следующего года с фронта на ремонт начли привозить сапоги и валенки, полушубки, шинели. Увеличили план на пошив нижнего белья для фронта.
Май 1946 год
В пимокатном цехе работали молодые женщины Шамина Анна Устиновна, Лямцева (Бубенщикова) Анна Константиновна, Диденко Татьяна, Екатерина Куксина, и совсем ещё девчонка Шура Финько, у которой одновременно ушли на фронт отец Афанасий Семёнович и брат Иван, а дома оставались кроме неё пять братьев и сестёр. Став взрослой, проживая в городе, она, вспоминала со слезами на глазах, как трудно было разбирать, т.е. теребить шерсть. На руках были мозоли, трещины, которые плохо заживали, болели. А на утро та же работа. А как хотелось спать! От шерсти, грязи, (рядом ещё выделывали шкуры животных) от недоедания бывало падали в обморок. Но никто не жаловался.
Женщины постарше от усталости и голода присядут где-то в уголке и запоют какую-нибудь песню, порою и задремлют. Но снова день и снова та же работа. Единственное, что радовало рабочих, в определённое время суток работал маленький магазин в котором работала Финько Василиса Анифатьевна. Они могли купить положенный кусочек хлеба, спички, соль, мужчины — табак. И открыли его лишь потому, что рабочие почти круглосуточно работали на фронт.
И так продолжалось до окончания войны. Отдохнуть бы, но увы на ветхих строениях артели появился лозунг: «Все силы на восстановление разрушенного».
Портновский цех 1947
Стали возвращаться мужья, братья. Появились и в артели мужчины, женщинам тало легче, часть тяжёлой работы переложили на мужские и неокрепшие плечи подростков.
Всё чаще стали принимать заказы на пошив мужской и женской «выходной» одежды, фуфаек, детского пальто и школьной формы, но всё это из материалов заказчиков.
Именно в этом году появилось множество фотографий рабочих артели, в цехах и на работе, на строительства ГЭС, на укреплении берега реки, на отдыхе: все они узнаваемы Пелагея Куземченко со своими детьми, Шкарлет Моисей Полиэфтович (который не однажды избирался депутатом сельсовета, и заседателем народного суда), его дочь Мария, Анна Устиновна Шамина, и молодой учётчик Борис Дикарев, Мярская Антонина и директор Улько Иван Павлович, Бутов Пётр Иванович, всех перечислить невозможно.
Первый ряд третий слева директор Улько И.П. 1947год
В районной газете стали появляться сообщения о том, что раньше положенного срока кирпичный завод артели им. Ленина начал производство кирпича и на 5 мая 1946 года сделано сырца 32 тыс. штук а 15 июня закончиться его обжиг.
Предполагается увеличить выпуск кирпича на 25%.
Кожевенный цех и мастер Проскурин осваивают выработку красной кожи в количестве 300 дециметров, дала положительные результаты. В настоящее время 1500 дециметров в стадии выработки. (это высшая степень выделки кожи, которая шла на изготовление перчаток)
(председатель артели Улько И.П.)
1947 год кроме названных производств появились новые: кузнечно-ковочные, выработка юфти (т.е. снятие шерсти от шкур), заготовка топлива для населения (т.е. дров), химическое производство, (пояснения нет). По району работающих числилось 120 человек. Большая часть работников, без надомников находилось в Красноозерске, из них 20 человек в Гербаево и Петропавловке. Они выпускали войлочные стельки и потники для лошадей, присутствовало гончарное производство и станки для поделки кизяка. Продолжал работать кирпичный завод и предполагалось наладить производство черепицы. В артели появились быки и лошади, земельный надел.
Администрация артели часто чрез газету извещала население. О том, что появились новые услуги – вывоз дров, заготовка деловой древесины и камыша, пошив школьной формы, изготовление парт, школьных досок, кабин для голосования, что изготавливает брички, ходки, сани, табуретки, столы, шкафы, ящики для бричек (бестарки) и многое другое. Освоено производство школьных парт, которых к началу учебного года будет делано 200 штук. Для этого нужен столярный клей, гвозди, шурупы, краска, железо, а так же плотницкие инструменты. Неоднократно были поданы заявки в райпотребсоюз, но работники торговли никак не отреагировали на заявки. Пришлось в три дорога покупать на рынке. Надо надеяться, что районные организации помогут в приобретении этих товаров по государственной цене.
В послевоенные годы жители посёлка начали задумываться о строительстве нового жилья, или капитальный ремонт старого. Нужны были стройматериалы. Эта проблема стала решаема. В артели появились новые услуги: заготовка камыша, древесины для распиловки на доски и бруски, кузнечно-ковочное производство, требовались печники, кровельщики.
У рощи был построен столярный цех, установили и оборудование для распиловки древесины и необходимых для населения услуг.
Рабочие включались в социалистические соревнования. С небывалым подъёмом выполняли свои обязательства. Председатель артели Г. Загоруйко отмечает, что высоких результатов добились портные: Кондрашов В., Дьяченко Г., Чепрак С., сапожники: Пронькин Н., Захаров В., Кулешов Н. выполнили обязательства на 150%, а рабочие портновского цеха на 10 дней раньше, и продолжают работать в счёт следующего месяца.
А мастер швейной мастерской Краснозерской артели им. Ленина Меланья Андреевна Грицюк достойно встретила праздник 1 мая. За хорошую работу занесена на областную доску подсчёта.
Благодаря районной газете жители района узнавали о новостях в работе артели, например: «Организация ставит в известность, что жители района у которых есть квитанции на сданную шерсть, пошив и ремонт обуви, в вязи с разделом промартели им. Ленина, после 15 января 1946 год приниматься не будет.
Позже так же в районной газете сообщалось, что от промартели отделился кирпичный завод.
1967-1968г.г. Организация начала приводить в порядок помещения, в которых могли бы работать швеи, сапожники, был открыт механизированный цех по изготовлению валенок. Появились средства для закупки и всего необходимого для работы организации. Но по-прежнему из-за недостатка оборудования, работали надомники.
В 1969 году быткомбинат произвёл 368 пар валенок. Для сравнения в 1982 году – 1181 пара, в этом же году пимокатный цех был закрыт.
И только в 1968 году, когда был назначен директором Николай Александрович Кариков, активно началось обустройство старых помещений, строительство двухэтажного помещения, закроечный, цех по ремонту обуви и часов, парикмахерская и другие службы. Столярный цех оборудован всем необходимым инвентарём потому как изделия начали пользоваться особым спросом.
Жизнь проходит быстро, о каких результатах мы не говорили бы, самое главное-это человек, без которого не бывает истории.
Буквально по крохам удалось найти в похозяйственных книгах фамилии тех, кто в разные годы работал в артели им. Ленина.
Проскурин Иван Алексеевич 1886 (директор)
Мальцев Иран Яковлевич 1929 г.р.
Толстых Степанида Константиновна 1928 г.
Диденко Ольга Сергеевна 1902 г.р.
Лямцева (Бубенщикова) Анна Константиновна 1919 г.р.
Карпенко Сергей Терентьевич 1899 г.р.
Польский Николай Алексеевич 1930 (ученик сапожника)
Шкарлет Марина Петровна 1929 г.р.
Финько Николай Яковлевич 1931 г.р.
Финько Александра Афанасьевна 1927 г.р.
Финько Василиса Анифатьевна 1907 г.р. (продавец)
Польский Николай Иванович 1931 г.р.
Мярская Антонина Петровна (бух. Артели)
Соловьёва Пелагея Матвеевна 1907 г.р.
Маршинких А. А. (пимокат)
Фролов Егор Ефимович 1908 г.р. (сапожник)
Кузьменко Фёдор Яковлевич (зав. Производством)
Короваев Василий Иванович 1924 г.р.
Еременко Ефросинья Ивановна 1929 г.р. (кассир)
Дроговоз Иван Владимирович 1922 г.р.
Водолазских Валентина Григорьевна 1924 (пимокат)
Гряник Харитон Иванович 1896 г.р.
Шкарлет Иван Григорьевич 1928 г.р. (учетчик)
Шкарлет Моисей Полиэфтович
Туркова Анна Тихоновна (гончар)
Туркова Валентина (Варвара) Емельяновна
Шкарлет Мария Моисеевна
Москаленко Мария Алексеевна 1922 г.р.
Москаленко Александра Моисеевна 1927 г.р.
Москаленко Мария Моисеевна 1919 г.р.
Москаленко Ольга Моисеевна 1931 г.р.
Архипов Яков Андреевич 1918 г.р.
Архипова Наталья Васильевна 1916 г.р.
Алексеева Лидия Александровна
Лютых Ульяна Алексеевна 1896 г.р. (пимокат)
Шулико Анна (Талина) Титовна (гончар)
Шамина Анна Устиновна (пимокат)
Ляшенко Прасковья Артёмовна 1915 г.р.
Бабанова Нина Михайловна 1916 г.р.
Морозова Пелагея Павловка
Русанов Роман Павлович 1904 (сапожник)
Русанов Иван Павлович 928 г.р. -11-
Водопьянов Дмитрий Григорьевич 1910 г.р.
Водопьянова Мария Никитична 1910 г.р. (швея)
Гузеев Пётр Васильевич 1934 г.р.
Селянкина Марфа Михайловна 1914 г.р.
Чепракова Софья Николаевна 1911 (швея)
Куцев Степан Ефимович (пимокат)
Улько Иван Палович (директор 1945- 1950 г.г.)
Петруша Яков В. 1928 г.р.
Казулина Просковья Максимовна (мастер-закройщик)
Бутов Пётр Иванович (бухгалтер)
Дикарев Борис Гаврилович 1927 г.р. (учётчик)
Бурба Ив. Ив. (Иоханес Иоханесович) окончивший Пражскую художественную Академию, был сослан в Сибирь, в артели работал сапожником.
Бурбене Станислава, и Бурба Гимвифет, кем, они ему приходились неизвестно, но тоже работали в артели и жили в одной семье, по улице Ленина 28. Это по его эскизу был установлен памятник на братской могиле партизанам – жертвам колчаковщины.
Конечно же, их было больше и возможно, читая, кто-то вспомнит о своих родных и близких.
Валентина Дмитриева Чернышова