Госдума собирает отзывы на законопроект, вводящий в КоАП специальное наказание за навязывание услуг покупателям. В первую очередь инициатива касается автолюбителей, которым часто приходится переплачивать при покупке машину значительную сумму. За каско, какое-то необязательное сервисное обслуживание, ненужные опции и прочее.
Как отмечают разработчики проекта — двое депутатов Госдумы, цены на автомобили в последнее время выросли не только по экономическим причинам, но и из-за действий автодилеров. Последние начали активно навязывать покупателям различные «прицепы». Например, ассистентское обслуживание в службе эвакуации. Не важно, воспользуется гражданин или нет услугами эвакуаторов, но абонентскую плату с него спишут. Это, кстати, реальный случай из судебной практики: покупателю машины просто выдали сертификат, мол, наслаждайтесь.
Лишь потом, изучая документы, человек узнал, что заплатил за право звонить в службу эвакуации 90 тысяч рублей. Когда он попросил разорвать договор и вернуть деньги, ему отказали. Пришлось судиться.
Хотя суды в таких случаях встают на сторону граждан, понятно, что не каждый покупатель пойдет ругаться и добиваться своего. На это и делается расчет: кто-то отсудит свое, а большинство махнет рукой.
Разработчики законопроекта приводят данные ФАС России о многочисленных обращениях граждан, которые не могут купить автомобили на условиях (комплектация и цена), предлагаемых автодилерами на своих официальных сайтах .
«При этом разница в цене на официальном сайте дилера и у дилера непосредственно в автосалоне может составлять порядка 10-30 процентов либо на такую же сумму потребитель должен приобрести дополнительное оборудование, — рассказывают авторы инициативы. — Стоимость же такого дополнительного оборудования значительно превышает стоимость аналогичного оборудования у независимых сервисных станций».
Кроме того, как отмечает ФАС России, в случае предложения дилера приобрести автомобиль со скидкой потребителю предлагается кредит или иные дополнительные условия, к примеру — каско. То есть страхование жизни, автомобиля от рисков, связанных с утратой, гибелью, или повреждения. Как бы добровольное, но от него не отвертеться.
Как объясняют эксперты, сегодня в КоАП есть санкции за включение в договор условий, ущемляющих права потребителя. Данную статью как раз применяют к тем, кто грешит навязыванием услуг.
Вот случай из практики. В управление Роспотребнадзора по Красноярскому краю обратился гражданин, которому при покупке авто насильно продали договоры по юридической поддержке, помощи на дороге и эвакуации. Проверка подтвердила правоту человека. В итоге фирму оштрафовали на 10 тысяч рублей. Естественно, через суд продавцов заставили также вернуть «добычу», а еще выплатить компенсацию морального вреда.
Однако разработчики проекта уверены, что действующих мер недостаточно.
«Навязывание дополнительных товаров и услуг происходит, как правило, на сумму от 100 тысяч до 500 тысяч рублей. Однако иногда сумма навязываемых товаров, работ и услуг может достигать более 50 процентов от стоимости заказываемых или приобретаемых потребителем товаров», — говорится в пояснительной записке.
Поэтому предлагается внести в КоАП специальную норму, наказывающую за навязывание потребителю услуг. Должностных лиц предлагается штрафовать на сумму, в два раза превышающую стоимость навязанных услуг. Юридическое лицо будет рисковать штрафом в размере их трехкратной стоимости.
При этом продавцы будут обязаны вернуть покупателю деньги. А еще суд, как и прежде, сможет обязать их выплатить покупателю компенсацию морального вреда. Кроме того, в таких случаях назначают специальный штраф в пользу потребителя: половину от взысканной суммы. То есть все, что фирма должна заплатить по суду покупателю, умножается в полтора раза. Таким образом, навязчивое поведение может стать разорительным.
Российская газета — Федеральный выпуск: №99(9044), фото Сергей Михеев