Новый гость рубрики «10 вопросов» – водитель скорой медицинской помощи Виктор Михайлович НЕЧАЕВ. Мы спросили его о плохих дорогах, ложных вызовах, работе в ковид и не только.
Как давно Вы работаете водителем?
- Мой водительский стаж около 35 лет. Я получил все водительские категории, могу управлять КамАЗом, мотоциклом, пассажирским автобусом. Не могу только опасные грузы возить, для этого нужно специальное разрешение. Все категории открывал для себя, мало ли что в жизни пригодится.
За рулем я давно. В армии служил на машине, в совхозе «Сибирь» работал на бензовозе, потом возил директоров. В марте будет 15 лет, как я работаю водителем «неотложки».
Как долго «скорая» едет к пациенту?
- В Краснозерском мы можем приехать на вызов от 5 до 10 минут (в зависимости от удаленности от больницы). За годы работы я запомнил все улицы рабочего поселка.
Дольше всего нас будут ждать в отдаленных деревнях. В Успенку и Ульяновку нужно ехать около 90 км, это больше часа езды в одну сторону. У скорой медицинской помощи есть и нормативы, за какое время мы должны приехать на экстренный вызов. Мы тоже люди и понимаем, как сильно пациенты ждут врачей.
Были ли случаи, когда не получалось доехать к пациенту?
- Было, что у меня не получалось подъехать к дому несколько метров, фельдшеру приходилось идти к пациенту. Иногда больного к «скорой» привозили родственники. Но во всех случаях медицинская помощь была оказана.
Весной и осенью сложно доехать в маленькие отдаленные поселки, например, в Успенку, Хабаровский, Целинный, Беспятый. И по улицам этих населенных пунктов в распутицу ездить очень трудно. Года три-четыре назад в Хабаровском наша «неотложка» намертво застряла в глине. На выручку пришел местный житель: он подцепил машину и вытащил ее на своей «Ниве».
Иногда сталкиваюсь с тем, что после ночного снегопада еще не успевают чистить дороги. Так месяц назад мы приехали в Петропавловку, но не смогли доехать пятисот метров до пациента. Тогда хозяин вышел к нам и фонариком показал, где мы можем объехать. Как-то в том же селе фельдшера к пациенту на коне подвозили. Пару лет назад в жилмассиве «Современник» был другой случай: медработникам пришлось применить смекалку и вывезти женщину на лопате. Похожим способом 300 метров везли после снегопада и женщину в Веселовке. Иногда водители скорой помощи буксуют в снегу, застревают, откапывают колеса лопатой, но, несмотря на все сложности, довозят медиков к месту назначения.
Можно ли на скорой помощи нарушать ПДД?
- Правила дорожного движения одинаковы для всех, будь ты водитель, пешеход или велосипедист. Даже на машине скорой помощи нарушать их нежелательно. Но когда жизнь пациента висит на волоске и нужно незамедлительно приехать на вызов, водитель «неотложки» должен включить проблесковый маячок синего цвета и звуковой сигнал. В этом случае разрешено не соблюдать правила дорожного движения. Но даже в такой ситуации с «сиреной» нужно быть очень внимательным: вдруг кто-то из участников дорожного движения не успел отреагировать на твои действия.
Приходится ли помогать медикам?
- На вызовах, конечно, иногда приходится помогать врачам выносить людей к машине. Существует постановление, по которому женщине-фельдшеру нельзя поднимать больше десяти килограммов. Сами понимаете, что взрослые больные весят намного больше. Не возить же с собой десяток врачей, чтобы они могли перенести человека? Вот и приходится действовать согласно ситуации – просить помощи у прохожих, подключать родственников.
Бывают случаи, когда вызов поступил в дом с пьяной компанией, хозяин дома срывается на эмоции, сквернословит, ведет себя неадекватно. В таких случаях в дом мы идем вместе с медработником: вместе спокойнее, а дебошир постепенно начинает успокаиваться.
Как изменилась работа в ковид?
- Стало больше вызовов. В прошлом году я работал в ковидной бригаде, мы надевали защитные костюмы, маски, перчатки, чтобы защитить себя от этой инфекции. Заболеть я не боялся, но как только появилась вакцина – привился.
Сколько нужно проехать, чтобы стать хорошим водителем
- Чтобы быть хорошим водителем, нужно постоянно практиковать навыки. Нельзя просто проехать тысячу километров, чтобы научиться всему. Чем чаще вы будете за рулем, тем опытнее станете. Всегда помните, что проезжая часть – это не ваша собственность, ею также пользуются другие, поэтому соблюдайте правила, будьте вежливы. И вы поймете, что это «заразно».
Самый необычный вызов, какой он?
- Года два-три назад на лобинской трассе иномарка врезалась в трактор. Вилы для сбора сена зажали мужчину в салоне. К счастью, его даже не задело.
Иногда бывают и ложные вызовы. Мы приезжаем – больного дома нет. На такие вызовы мы тратим время и можем не успеть прибыть к тому, кому действительно неотложно понадобится помощь.
Есть ли распределение вызовов: экстренный, менее срочный и так далее?
- Конечно, есть определенное распределение вызовов – те, на которые нужно выезжать очень оперативно, и такие, где жизнь человека не находится под угрозой. Здесь очень много зависит от работы диспетчера – он должен быть в каком-то смысле психологом. Его задача – прочувствовать вызов, понять: вызывающий просто в панике или действительно адекватно описывает ситуацию.
Вы постоянно сталкиваетесь с чрезвычайными происшествиями, болезнями, иногда смертью. Бывает страшно?
В первые годы работы, конечно, все было в диковинку, выезды на тяжелые случаи напрягали, иногда становилось не по себе. Сейчас я воспринимаю все с большим хладнокровием, присущим многим медработникам. Но, как и в первый день, мне все также жаль людей, попавших в беду, я им всегда сочувствую.