На скоростных заездах «Краснозерка-2021» ведущий шутливо называл машину нашего земляка Виктора Фомина «бешенным Фориком». Как комплимент за то, что в этом году Виктору удалось установить новый мировой рекорд скоростной езды среди Форестеров
Два в одном
– Часто ли вообще встречается такое сочетание: пилот и механик в одном лице? И кого в Вас все-таки больше – моториста или гонщика?
– Среди тех, кто выступает в драг-рейсинге в масштабах Сибири, практически все совмещают «два в одном».
Кататься мне, конечно, нравится больше. Но и моторы меня привлекали с детства, это увлечение постепенно превратилось в работу, результаты которой как раз и дают мне возможность выступать на гонках.
– Какое соревнование стало для Вас первым?
– Официальное – «Краснозерка-2010». До этого просто любил покататься по той же полосе, первой моей «гоночной» машиной были Жигули, которые я пытался доработать с этой целью. Сейчас за один сезон получается принимать участие в трех-пяти соревнованиях: чемпионатах, кубках Сибири.
Досье:
Виктор Фомин родился 5 января 1983 г. в Казахстане, но в возрасте 6 месяцев вместе с родителями приехал в Краснозерское.
Окончил Краснозерскую среднюю школу №2 и уехал в г. Новосибирск, где пять лет работал на производстве мебели.
Вернулся в Краснозерское и открыл свое предприятие по изготовлению мебели.
В 2015 г. вновь уехал в Новосибирск, где продолжает номинально оставаться руководителем ИП, но фактически занимается подготовкой двигателей для спортивных машин
– А с чего начиналось увлечение техникой?
– На мотоцикле я стал ездить лет с пяти. «Как пойдешь в школу, научу тебя переключать скорости», – пообещал отец, и я ждал этого с нетерпением. С 12-ти до 16-ти лет через мои руки прошли шесть мопедов. Машину родители купили, когда мне было лет 12-13. Лет с 14-ти я уже самостоятельно мог снять коробку с москвича, разобрать, поменять запчасти и собрать заново.
Сейчас у меня более узкая специализация, я работаю только с моторами автомобилей марки Субару. Моя задача не просто собрать двигатель, а доработать его до максимальной отдачи мощности.
– Как долго Ваш Форестер превращался из обычной машины в гоночную?
– Эта машина у меня с 2012 года, в то время моя Субару Форестер была абсолютно стандартным автомобилем с заводской мощностью в 265 лошадиных сил. Этого было достаточно, чтобы ездить и выступать на гонках в первом, втором классах. Трассу в 402 метра мы проезжали за 14 секунд. Сейчас мощность двигателя – 1000 лошадиных сил. И с этим мотором я смог проехать ту же дистанцию за 9,2 сек., набирая скорость до 239 км в час. Что позволило в этом году выйти на мировой рекорд среди Форестеров. До этого рекордным временем для машин этой марки считалось 9,4 сек.
Ради таких результатов потребовалось отказаться от обычной эксплуатации автомобиля, теперь это только машина для гонок. Изменения коснулись многих параметров. В первую очередь дорабатывается мотор. В нем ставится все усиленное: поршневая система, распределительные валы, устанавливается большая турбина и многое другое. Поэтому здесь употребляется выражение «построить машину», а доработка мотора называется проектом. Настолько индивидуальна эта работа. К мощности в 1000 лошадей я тоже не сразу мотор своего Форестера доработал, сначала усилил до 300, потом было 350, 450. Что-то ломалось, что-то не подходило. Когда довели мощность до 800 лошадей, все привода и коробки стали просто разваливаться. Решили, сохраняя мощность, перейти на автоматическое управление. И после того, когда вышли на стабильный результат, нашим проектом заинтересовались субаристы за границей.
Доли секунды решают
– На гонках в Краснозерском Вы показали время – 9,4 сек., на чемпионате Сибири в Барнауле – 9,2 сек. Насколько существенна для гонщика такая разница в десятые доли секунды?
– Две десятых секунды – это отрыв вперед на три корпуса машины. Если наглядно представить это в метрах, то показавшая результат в 9,2 сек. машина окажется впереди той, что проедет за 9,4 сек., на 15-20 метров.
– Что для Вас, как для пилота, самое трудное в заезде?
– «Ловить» машину по трассе. По предписанию, если машина набирает скорость свыше 240 км в час, ей требуется тормозной парашют, который быстро стабилизирует ее при торможении.
– Во время скоростного заезда Вы ощущаете перегрузки и как-то готовите себя к ним?
– Подготовку и тестирование проходит только машина. Не считаю, что мои перегрузки значительные и требуют какой-либо подготовки. Хотя, честно сказать, стал ощущать действие адреналина.
– Как заботитесь о своей безопасности?
– Как и в каждой машине, в моей есть каркас безопасности, ремни, защитные функции также выполняют профессиональные шлем, костюм, даже ботинки. На следующий год планирую установить тормозной парашют.
Катать или строить?
– Какие качества нужны пилоту?
– Терпение… Чтобы все не бросить и не распродать.
– Какая «планка» – следующая?
– Выехать из 9 секунд. Лимит скорости в классе, в котором соревнуюсь я, –
8,8 сек. Остается добавить мощности… Хотелось бы хоть раз съездить на чемпионат России, там очень хорошие проклеенные трассы, можно поработать чисто на результат.
А, возможно, стоит отдохнуть и приехать на гонки не как пилот, а как механик. Строить машины – не менее увлекательное дело.
– Хотели бы Вы, чтобы ваши дети также увлекались техникой и гонками?
– Да. Сыну 13 лет, и он так же, как и я в его возрасте, умеет ездить на механике. Но особо «не горит». Дочери 8 лет, но, мне кажется, что как раз у нее интереса к технике больше.
– Что бы Вы хотели видеть в Краснозерском?
– Больше возможностей… Если мыслить в моем направлении, то хорошо было бы, если на той же полосе, что соревнуемся мы, открыли картинг. Для картинга здесь условия очень хорошие, пусть пацаны соревнуются.
Копилка мыслей
*Все, чем занимаюсь, стараюсь делать хорошо, иначе… зачем и делать?
*Где бы ни выступал, всегда записываюсь как краснозерец
*Российские субаристы – это братство увлеченных людей
*Больше общения – больше новой информации
Беседовала Марина Тузниченко,
фото автора. 2021 год.