Почему Нижнечеремошинцы жителей Осинников боялись и как у деда Матвея верблюд жил

Наш проект «Родная моя деревенька». Здесь земляки делятся своими воспоминаниями и любовью к своему селу,
к своей малой родине. Сегодня слово жителям прекрасного села Нижнечеремошное

Свадьбы отмечали весело и с размахом

Зинаида Федоровна Ломакина:

Раньше у нас свадьбы справляли по особенному. В нашем селе много переселенцев из Украины. Вместе с собой они привезли интересные традиции и суеверия своей родины. Чего только стоили свадебные гуляния! Собирался люд со всего села: соседи, родственники, друзья – человек, эдак, шестьдесят набиралось, и начинали свадебку гулять. Стол накрывали скромно, но сытно. Праздничными блюдами считались вареная картошка, винегрет, борщ, квашеная капуста, кисель, а когда было из чего холодец сварить – его готовили. А когда все танцевать собирались, от веселья такого даже лампа керосиновая тухла. Три дня такое гуляние было, потому что все селяне дружными были. А на третий день по свадебной традиции кол вбивали в землю. Считалось, что если кол забили, значит жить молодоженам суждено долго и крепко, и ничто их разлучить не сможет. Так и было, если женились — то навсегда.
Помню еще, что в селе у нас знахарка была, которая лечила всех. Маму мою она тогда от змеиного укуса два раза вылечивала, молитвы читала и травками ее лечила.

Черемошинский верблюд

Анатолий Федорович Промский:

В детстве, работая на сенокосе, я любил слушать рассказы деда Матвея, он был очень интересный человек. Добыл он как-то себе верблюда, и на праздник большой или гуляние народное, когда богатые селяне на тройках лошадей катались, дед Матвей верблюда запрягал. Научил он «коня» своего приему необычному: как только сбросит узду, верблюд падает на землю и громко кричит, словно последний день живет, и ногами дрыгает во все стороны. Очень деду Матвею такая шутка нравилась, когда перепуганные лошади в разные стороны разбегались.
А вот у одного старожилы из нашей деревни осел был. Бывало, выпустит он его по утру погулять, а женщины коров подоят, на лавку ведра поставят, на минутку отойдут, а осел тут как тут, ведра все опустошает.
Раньше мы и без интернета множество забав придумать могли. Соберемся на покосе со сверстниками, сидим, обедаем, а рядом с нами девчата сидят. Решили мы как то с друзьями молоком их облить, да задумку и исполнили. Только представьте, лето, жара, и куча мух за девчатами летает. Долго тогда они на нас злились.
Дружные мы в те времена были. Соберемся всей дюжиной за столом, мать чугунок с вареной картошкой поставит и большую чашку редьки в придачу, и все сытые будем, и всем хватало. Слажено жили, сосед мой – хороший товарищ – в гости на обед заглядывал, чтобы поесть в хорошей компании. Так и жили тогда, дружно, весело и добро.

Традиция наводить порядок жила всегда

Николай Авдеев:

В Нижнечеремошном живу уже сорок лет. Очень люблю свою маленькую родину. За что я люблю свое село, так это за его чистоту и красивую природу. У нас здесь порядок такой, я бы даже сказал – традиция своя. Как только весной сходит снег, все жители выходят на улицу с граблями и метлами и начинают наводить порядок на своих территориях. Наше село одно из самых старых в районе, ему уже двести двадцать шесть лет. Красота природы нашей далеко за пределами села славится, чего только стоит Мочище. Оно расположено вблизи старицы реки Карасук.
В селе поговаривают, что там опасные воды, глубокие. Во времена советской власти, когда народ раскулачивали, кулаки там все вещи топили, от ложек до сеялок, чтобы никому не досталось. Кроме Мочища у нас можно и на Забоко съездить, за старицу, в сторону города Карасук. Деревья там необычно стоят, пригнулись друг к дружке, сплелись ветками, словно шалаш образовали. А в шалаше этом стол и лавки стоят. Куда ни глянь, у нас в селе всюду природа красивая, поэтому лишний раз никуда ехать не хочется.

Колдуны из Осинников

Галина Ивановна Филенко:

У нас в селе много переселенцев из Украины, переехавших сюда целыми хуторами. А рядом с нами находится село Осинники, в котором жили сибиряки, староверы. Речь их была другая, отличалась от русской и украинской. Раньше в нашем селе жителей Осинников побаивались, считая их колдунами, способными наворожить всякого. В мою молодость мы не дружили ни с кем из той деревни. У нас до сих пор помнят, как в деревне той нашу невестку в жены брать не хотели, вот и наколдовали чего-то, что невестка сразу после свадьбы и умерла. С тех самых пор и укоренилась вера, что в Осинниках ведьмы живут. Некоторые черемошинцы и по сей день в это верят.
У нас в селе колдуньи не было, а лекари были. Лечила нас коренная сибирячка Александра Суставова. В детстве мы проказничали и не всегда слушали родителей. Бывало, ругает нас мать «Не плюйте на печку, а то болявочки во рту появятся!» А мы продолжали, пока на самом деле язвочки не соскочили. Повела нас тогда матушка к бабе Саше лечиться. Проходим на кухню и видим, как она посуду моет. Говорим; «Баб Саш, у нас во рту болит, полечи», она нам отвечает; «Щас деточки. Прополоскайте рот этой водою и все пройдет».
С того дня язвочки быстро заживать начали.
У сестры Нади как-то спина разболелась, так ее старинным способом полечить наказали: лечь на порог и обухом топора по спине слегонца постукать, чтобы диски спины на место вправить. Сейчас вам может и не верится в это, но тогда помогало.

Творческое село

Владимир Кузнецов:

Нижнечеремошное – это моя малая родина. Я родился и вырос здесь. И для любви к родному краю этого достаточно. Старожилы говорят, что село наше раньше «Большие Локти» называлось, а Нижнечеремошным прозвали из-за густых зарослей черемухи на берегах петляющей реки.
Раньше у нас на девятое мая факельное шествие к монументу погибшим устраивали, но сейчас эту традицию сменил Бессмертный полк. Каждое лето мы готовимся к празднованию ночи Ивана Купала. Девушки плетут себе венки, надевают белые сарафаны и танцуют народные танцы. Это гуляние продолжается до утра, пока девушки не пустят венки на воду. Эта купальная ночь проходит интересно и загадочно, даже гости из Новосибирска приезжают, для того чтобы попрыгать через костер. Считается, что огонь, также как и вода, очищает человека. А тот, кто выше всех прыгнет через огонь, будет счастливым.
А еще на нашей черемошинской земле жил поэт и замечательный художник Иван Михайлович Ковалкин. Где бы он ни был, у него всегда с собой были кисти и краски, еще совсем ребенком он открыл в себе этот талант. Живопись не была его профессией, а стала неотъемлемой частью его жизни. Весь свой досуг он отдавал живописи, а еще Иван Михайлович писал стихи и песни. Им написано более ста стихов.

Вот одно из них:

Я рад, что пишет кисть
моя,
Природу создает живую.
Свой жизни путь пройду
не зря,
Любовь, от сердца всем
даруя.
Мой труд не каждому
понять,
И многим он недосягаем —
Часами у холста
стоять…
Пишу — и о любви мечтаю.
Пишу, как будто бы пою,
На холст ложатся звуки
тона.
Я вижу в этом жизнь
свою
И слышу красок
перезвоны.

Колчак даже оставил свой след

Валентина Сидоровна ДАНИЛОВА:

Необычные люди жили в нашем селе. Жила у нас известная знахарка Евдокия Васильевна, она так православными молитвами лечила, что к ней люди со всей Новосибирской области за помощью съезжались. И не спроста, ведь она все вылечить могла: эпилепсию, головные боли, зубы.

И грустные истории были. Печальная судьба была у нашего односельчанина Ивана Кузнецова. В годы Великой Отечественной войны ушел на фронт, прошел всю войну, дошел до Берлина, даже расписался на колонне Рейхстага. В качестве трофеев захватил кучу вещей для своих детишек, но, вернувшись домой, у порога ждало его страшное известие. В голодные военные годы все его дети умерли. Несмотря на горе, раздал все привезенные вещи односельчанам и продолжил жить дальше, а спустя некоторое время у него родился долгожданный сын Михаил.

Мать рассказывала мне, как через наше село А. В. Колчак проходил. Матери моей тогда лет семь было, но запомнила она, как пришли в село дядьки большие, страшные, бородатые. Остановились и спросили: «Где ваши папки», а мама ее, бабушка моя, строго настрого «не знаю» говорить наказала.

Здесь замечательные люди живут!

Светлана Ларионова:


Живу в Нижнечеремошном уже больше двадцати лет. За это время с селом я смогла сродниться. Замуж тут вышла, детей родила и внуков дождаться успела. Село наше – настоящее сокровище! Люди здесь хорошие и дружные живут, новые красивые дома строят и природу не обижают. Не могу я деревню нашу без черемухи и наших дружных селян представить.

Анара Егимбаева:

В селе мы приезжие, переехали сюда из Казахстана в 2002 году. Приехали в гости да и остались. Сердце, конечно, на родину просится. А дети мои на этой земле выросли и покидать ее не хотят, сроднились уже. Когда мы приехали, мне очень люди местные понравились, они простые, добрые и открытые. И детей они хороших воспитали, добросердечных и отзывчивых.

Подготовили Данил ЧЕРКАЛИН и Кристина ИЛЬИНА. Фото из архива школьного музея села. 2018 год.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *