Знай свои права

ГРАБЕЖ С ПИЛОЙ

«Купил бензопилу, попользовался месяц, и она заглохла. Вернул в магазин, там обещали отремонтировать. Прошло два месяца, позвонил в магазин. Ответили, что пилу сделали. Пришел, мне заявляют: с вас 450 рублей за диагностику, 600 – за работу, 335 – за запчасти. Что это за грабеж?»

В силу ст. 18 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее Закон), если причиной невозможности использовать товар явились недостатки (например, конструктивного или производственного характера), возникшие до передачи товара покупателю, то продавец (изготовитель) обязан удовлетворить предъявленное требование потребителя об устранении недостатков – безвозмездно. Данное правило не применяется, если недостатки в товаре возникли после передачи товара покупателю вследствие нарушения им правил эксплуатации товара. Указанная информация предоставляется продавцом потребителю в наглядной и доступной форме при передаче товара потребителю (ст. 10 Закона). В случае нарушения продавцом данного обязательства, согласно ст. 12 Закона, продавец несет ответственность по недостаткам товара, возникшим после передачи товара в части удовлетворения требований потребителя, установленных ст. 18 Закона (в том числе, об устранении недостатков товара в безвозмездном порядке). Если требования по недостаткам товара предъявлены потребителем в течение гарантийного срока, установленного на товар, то продавец (в целях подтверждения наличия или отсутствия недостатков в товаре, возникших до передачи товара покупателю) по требованию потребителя проводит экспертизу товара за свой счет. По истечении гарантийного срока на товар либо его отсутствия бремя доказательства о недостатках товара лежит на потребителе (ч. 5 ст. 18 Закона). В случае нарушения срока устранения недостатков товара, который, согласно ст. 20 Закона, не может превышать 45 дней, потребитель вправе предъявить продавцу требование о замене товара либо об отказе от исполнения договора купли-продажи и возврате уплаченной за товар денежной суммы (ч. 1 чт. 18 Закона).

ОБИДЕЛИ В СВАДЕБНОМ САЛОНЕ

«Накануне свадьбы в салоне выбирала платье, мне предложили оставить предоплату в размере 2 000 рублей (есть товарный чек, где обозначено – «предварительная оплата») для того, чтобы я в течение недели могла бы его выкупить и забрать. Через пару дней я решила, что не буду покупать это платье. Позвонила продавцам, на что мне ответили, что деньги не возвращаются. Я тогда решила не портить себе настроение, но все же обидно – почему так поступили в салоне, можно ли теперь взыскать нанесенный моральный и материальный ущерб?».

Согласно ст. 25 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» (далее Закон), потребитель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар надлежащего качества денежной суммы в течение 14 дней со дня заключения договора в случае, если данный товар не подошел по размеру, фасону, расцветке. За нарушение данного права продавец несет гражданско-правовую ответственность, в том числе, по удовлетворению требования потребителя о компенсации морального вреда, установленного ст. 15 Закона.

НЕ УНИТАЗ, А СМЕСИТЕЛЬ


«Покупала унитаз, в счет случайно вписали смеситель. Я, не глядя, заплатила, оформила доставку (дома принимала не я), а в итоге обнаружила смеситель (спустя месяц). Могу ли я теперь вернуть его в магазин?».

На основании ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей», потребитель вправе обменять непродовольственный товаров надлежащего качества на аналогичный товар у продавца, у которого этот товар был приобретен, если указанный товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации в течение 14 дней, не считая дня покупки, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки.

ЗАСТОРОЙЩИК — ВЫМОГАТЕЛЬ

«Внесла предоплату за квартиру – 416 тысяч рублей (полная стоимость – 1438 т. р.), остальную сумму планировала оплачивать ипотекой после аккредитации дома. Но сейчас передумала приобретать квартиру у данного застройщика, хочу вернуть аванс за квартиру. Но в фирме отвечают, что пока не продадут эту квартиру — не вернут мне деньги…».

В первую очередь, необходимо определить, какой договор вы заключили: предварительный договор, договор купли-продажи, договор долевого участия в строительстве или др. Это имеет значение для определения закона, регулирующего ваши правоотношения с застройщиком: Гражданский кодекс Российской Федерации, Федеральный закон» и др. нормативные правовые акты. В любом случае возврат денежных средств не может быть поставлен в зависимость от продажи выбранной вами квартиры.

ЕСЛИ ГАРАНТИЙНЫЙ АВТО ХРОМАЕТ

«Семья приобрела автомобиль, который находится на гарантии. Была поломка, отдали в ремонт, через месяц машину вернули. После первой поездки выяснилось, что дефект не устранен. Потом история снова повторилась. Теперь нет никакой уверенности, что он будет ездить нормально. – Можем ли требовать возврат денег в размере стоимости данного автомобиля на сегодняшний день?».

Согласно ч. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» (далее Закон), вы вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной в счет договора денежной суммы, в случае нарушения установленных договором сроков устранения недостатков товара, который в силу ст. 20 Закона не может превышать 45 дней, либо – невозможности использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.

ИСТОРИЯ С ЗАРЯДНИКОМ

«На юбилей подарили дорогой телефон в комплекте с зарядным устройством, а в ноябре телефон перестал заряжаться. В магазине предложили купить новый зарядник, поскольку гарантия на зарядник, оказывается, не распространяется – такое может быть?».

В силу положений ст. ст. 135, 470 Гражданского кодекса РФ, ч. 3 ст. 19 Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», гарантия качества товара распространяется и на все составляющие его части (комплектующие изделия), при этом гарантийный срок на комплектующие изделия (в данном случае на зарядное устройство) исчисляется в том же порядке, что и гарантийный срок, установленный на основной товар (телефон). При предъявлении потребителем требований по недостаткам товара (зарядного устройства), предусмотренным ст. 18 Закона, продавец обязан принять товар и провести проверку его качества. В случае несогласия потребителя с выводами продавца в отношении недостатка товара или причины его происхождения продавец обязан по требованию потребителя провести экспертизу товара за свой счет. Если требование по недостаткам товара предъявлено по истечении гарантийного срока, бремя доказательства об их наличии и причины возникновения лежит на потребителе.

По материалам управления Роспотребнадзора.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *