10 вопросов социальному работнику

Что вы знаете о профессии социального работника надомного обслуживания? Если вам, к счастью, не приходилось обращаться за их помощью, то, скорее всего, очень мало. Мы же в редакции постоянно получаем письма с благодарностями в их адрес – за доброту, отзывчивость, постоянную готовность прийти на помощь. Сегодня вопросы о сложностях и радостях непростого труда мы задаем Ольге Николаевне КЛЮХ из р. п. Краснозерское

1 Как давно Вы пришли в эту профессию
и почему?

– Я социальный работник надомного обслуживания уже два года. Ухаживаю за пожилыми людьми. Работала в сетевом магазине, его закрыли, пришлось встать на учет в центре занятости. С Татьяной Николаевной Криушич, руководителем Краснозерского отделения надомного обслуживания, мы живем на одной улице. Зная меня, мой характер, она предложила: «Приходи к нам, попробуй поработать». Я пришла. Не скажу, что сразу мне все понравилось, но устраивал график работы – с 9 до 6 и выходные дома, с семьей. После работы в магазине это было просто счастье. Мне повезло, что бабушки, за которыми я ухаживаю, все хорошие. Со всеми нашла общий язык. Привыкла к ним, понимаю, что без моей помощи обойтись им трудно.

2 Чтобы стать надомным соцработником, надо ли этому учиться?

– Я специально не училась, но вот надомниц-сиделок обучают, ведь им приходится проводить какие-то медицинские манипуляции, мерять давление, менять памперсы. Это уже другое. Не каждый готов оказывать такую помощь. Личные качества при устройстве на работу учитываются.

3 А какими качествами нужно обладать для этой работы?

– Нужно быть коммуникабельным, неагрессивным, уметь находить подход к людям. Ведь подопечные бывают разные, у каждого своя судьба: кто-то озлоблен на весь мир, кто-то одинок и от этого несчастен, кто-то привык всю жизнь командовать, а теперь вынужден придерживаться установленных другими правил. Важно уметь сдерживать эмоции, не болтать лишнего. При этом быть готовым поддержать разговор, ведь все хотят знать, что происходит в поселке, ждут новостей, подробно обо всем расспрашивают.

4 Как проходит Ваш рабочий день, что входит в ваши обязанности?

– У каждого подопечного свой договор на необходимые услуги, он заключается в комплексном центре социального обслуживания населения. В зависимости от размеров жилья комиссия определяет количество времени, необходимого для тех или иных работ. Одним нужна только уборка, другим надо и коммунальные услуги оплатить, и в магазин сходить, в больницу, аптеку за лекарствами, а есть те, кому нужно сварить обед, помыть окна.
У меня четкий график по времени, который я должна соблюдать. Но получается это не всегда, потому что со всеми нужно еще и поговорить, всем хочется что-то рассказать, обсудить, угостить чаем, хотя это не положено. Хорошо, что я сама езжу на машине, это дает возможность успевать ко всем вовремя. Но если задерживаюсь, обязательно предупреждаю, потому что знаю, что меня ждут.

5 Вы сами выбираете себе подопечных?

– Нет, сами мы никого не выбираем. Но нас стараются прикреплять к людям по месту жительства. Если я живу, например, на ул. Мира, то мне не дадут тех, кто живет в Современнике. Ведь в основном соцработники ходят пешком или ездят на велосипеде. А работа непростая, часто нервная, требующая сил и терпения. Не всем так везет с бабушками, как мне в этот раз.

6 А бабушки могут выбирать тех, кто будет им помогать?

– Да, часто кто-то кого-то рекомендует. Многие друг друга знают, общаются между собой. Поэтому твоя репутация очень важна. Ведь не каждый готов легко пустить к себе незнакомого человека, который будет что-то делать в доме, тебе должны доверять. Многие даже твой внешний вид оценивают. Все замечают: как одета, есть ли маникюр.

7 Как Вы относитесь к своим подопечным? Есть ли такие, к кому Вы особенно привязаны?

– Все люди разные. Бывают очень вредные, капризные. Но ты же на работе. Приходишь, улыбаешься и делаешь то, что положено. Опять же, если ты откажешься, другой, а люди без помощи обходиться не могут, нет у них никого. Конечно, есть и те, кто стали уже почти родными. Им помогаешь не только по работе, приходишь как домой, где тебе всегда рады. Беспокоишься за них.

8 Как известно, старые люди много повидали в своей жизни. Обращаетесь ли Вы к ним за советом?

– Порой и обращаться не надо. Прихожу, делаю что-то и получаю рекомендации. Самой молодой моей подопечной 75 лет, пятерым – уже за 90. Все они работали в разных сферах, у каждого опыт житейский огромный, им хочется поделиться. Много бывших педагогов. Их мудрость и советы бесценны.

9 Могли бы Вы порекомендовать кому-то свою профессию?

– Не знаю, выбирает ли кто-то эту профессию специально, мечтает ли о ней. Честно, не уверена. Романтики в том, что делают социальные работники, мало. Порой работа изматывает и физически, и морально. Не все меня понимают, удивляются, когда узнают, кем работаю. Потому что считается у большинства, что это такая непрестижная профессия. Но когда ты приходишь в дом, знакомишься, начинаешь общаться с людьми, когда ты их ближе узнаешь, а они начинают тебе доверять, ты понимаешь, как они тебя ждут, как на тебя надеются.
И уже не можешь их подвести.

10 И все-таки, беседуя накануне профессионального праздника, что самое приятное в работе?

– Приятно осознавать, что люди тебя уважают, ценят твой труд, твою заботу. Когда ты помогаешь другим – тем, кому без тебя не обойтись, – разве это плохо?

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *