В Краснозерском Доме культуры состоялся моноспектакль «Мертвые души», который представил заслуженный артист России Даниил Иванович Спиваковский
Встреча прошла в рамках федеральной программы «Пушкинская карта» при сотрудничестве с Новосибирским академическим театром «Глобус». Заслуженный артист России, советский и российский актер театра, кино и телевидения, продюсер, педагог по актерскому мастерству пообщался с журналистами «Краснозерской нови» перед выступлением.
Пусть услышат великое русское слово
– Даниил Иванович, почему Вы для выступления выбрали «Мертвые души» Н. В. Гоголя?
– Уже около десяти лет по приглашению Московского международного дома музыки я провожу чтецкие программы с симфоническим оркестром. Читаю русскую и мировую классику 19-го и 20-го века в разных филармониях страны.
Затем возник замечательный проект «Пушкинская карта» – результат «тандема» правительства РФ, Министерства культуры и Министерства образования. Я адаптировал классические произведения из моего репертуара (все инсценировки пишу сам, никому не доверяю), чтобы это было мобильно и емко – не больше часа. Один (с записями музыкальных композиций) выезжаю по небольшим городам и населенным пунктам России. Встречаемся с ребятами от 14 до 22 лет, я читаю им произведения А. С. Пушкина, Н. В. Гоголя, Л. А. Филатова («Сказ про Федота-стрельца»), программы по рассказам Зощенко и т. д.
Естественно, выбрал для таких встреч русскую классику. Как известно, дети читают мало, особенно с развитием научно-технического прогресса (по своим детям знаю).
А так ребята хотя бы услышат классическое великое слово русских писателей. Хотя бы со стороны, из уст артиста – возможно, что-то останется в их памяти, они это потом передадут своим детям и т. д. «Пушкинская карта» несет в себе просветительскую функцию. Это замечательно, что государство дало возможность таких встреч.
– Сколько населенных пунктов Вы уже посетили по программе «Пушкинской карты»?
– Очень много. Не только в Новосибирской области – я был и в Башкортостане, и в Кузбассе, и в Алтайском крае, и в Подмосковье. Кстати, в некоторые города уже приезжаю повторно с другими произведениями. Людям это нравится, они приглашают снова и снова. Уверен, что у вас в гостях я не последний раз. Приеду осенью, когда начнется учебный год. Если «Пушкинская карта» будет существовать, это можно делать регулярно: дети рождаются, дети растут, на их место придут другие, которые достигнут определенного возраста, когда будут понимать эти произведения. Дай Бог, чтобы продолжалась поддержка программы популяризации культурных мероприятий среди молодежи.
Опыт, реквизит и авантюры
– Вас обычно узнают по театру или кино?
– В небольших населенных пунктах, конечно, узнают по кино. А в Москве или Санкт-Петербурге могут узнать и любители театра в том числе.
– Вы на сцене со студенчества, с 1992 года – уже 30 лет. Чувствуете, как изменились за это время?
– Постарел и поседел (смеется). Конечно, приобрел обширный профессиональный опыт, потому что сыграно большое количество ролей, с моим участием снято много картин и сериалов. И вместе с моим ростом также растут и становятся мудрее мои роли.
– Вы тайно учились в двух вузах параллельно. Это самая большая авантюра в вашей жизни?
– Да, одна из самых больших. Я одновременно учился в Московском государственном университете и в Российском институте театрального искусства (ГИТИС). Но когда играешь роли и Петра III, и физика Л. Д. Ландау, и многих других необычных людей, то вся жизнь – это авантюра.
– Какой самый странный реквизит был в Вашей работе?
– Я сыграл много злодеев в различных сюжетах. Наверное, орудия убийства – это самый странный реквизит в кино и театре. Мне приходилось орудовать и пистолетом, и ядом, и струной, и другими вещами.
Также несколько раз я снимался с животными, среди них были и хищники. Это тоже очень интересный опыт.
Сыграть персонажа так, как он был задуман
– Вы часто говорите, что подготовка к роли – ответственный труд. А кого, по вашему опыту, сыграть легче всего?
– Все играть трудно. И по своему актерскому опыту вам говорю: рассмешить людей труднее, чем заставить плакать. Сыграть комедийную роль сложнее, чем драматическую. Хотя и то и другое тоже по-своему непросто.
– Вы относитесь к большинству своих ролей как адвокат. Если бы была возможность, судьбу какого персонажа Вы бы исправили?
– Никакого. Зачем исправлять то, что придумал автор? Наше дело – сыграть персонажа так, как он был задуман. Иначе это будет уже другой герой. Мне этого автор не простит, скажет: «Зачем же ты?..». Я могу дорабатывать роль на подготовительном этапе, это другой вопрос. Но когда уже написаны киносценарий или пьеса, конечно, нет.
Премьера нового фильма
– В конце апреля в прокат выходит фильм «Казнь», где Вы играете мастера перевоплощений с отсутствием собственной личности. Какой подготовки требовала эта роль?
– Не хочу раскрывать всех секретов, потому что это детективный сюжет про одного маньяка советского времени. Сам фильм я еще не видел, мне тоже интересно. Но роль очень яркая и сложная. Мой персонаж действительно имеет дар перевоплощения и в мужчин, и в женщин. Этим и воспользовались правоохранительные органы советского периода.
– К чему зрителям приготовиться при просмотре этого фильма?
– К страшной и тяжелой истории. Это не комедия. Я не думаю, что детям стоит ее смотреть. Возрастное ограничение будет 18+, это точно.
Про инопланетян и классику
– Вы много читаете. Какая книга у Вас сейчас?
– Сейчас читаю новый киносценарий и новую пьесу, над которой работаю. Кстати, я с удовольствием перечитываю классику. У меня дети школьного возраста, помогаю им делать уроки. Вспоминаю русскую классику с удовольствием, еще читаю ту, которую сам не прочел в своих чтецких программах (хотя прочитал уже много).
– Если бы для инопланетян собирали капсулу с образцами культуры, что бы Вы отправили из своих выступлений или кино?
– Из выступлений я бы отправил моноспектакль «Мертвые души» (да и томик Н. В. Гоголя с ним). Из фильмов – трудно сказать, много было интересных. Наверное, одну из своих первых работ «Мой сводный брат Франкенштейн» (режиссер Валерий Тодоровский). Драма про парня, который вернулся из современных боевых действий начала
2000-х. Я думаю, что по этому фильму спустя годы можно будет понять, как мы жили в начале третьего тысячелетия.
Блиц-опрос: продолжите фразу
Играть в театре очень интересно, но сложно.
Никому бы не посоветовал наедаться перед сном.
Это был бы не я, если пошел на какие-то компромиссы в театральном искусстве. Никаких компромиссов в профессии.
Не начинаю день без звонка жене и детям, если я не дома.
Обожаю слушать голос моих детей по телефону, если они не рядом, или как они играют на музыкальных инструментах: дочка – на саксофоне, средний сын – на гитаре, младший – на фортепиано.
– Спасибо за беседу, Даниил Иванович. Что пожелаете нашим читателям?
– Здоровья и творчества. Приходите в театр на наши спектакли.
Даниил Спиваковский провел моноспектакль без костюмов и реквизита – с помощью голоса, жестов и 20 музыкальных треков. Весь зал (большинство присутствующих были школьники) смотрел спектакль, почти не шевелясь. Заслуженный артист России уместил «Мертвые души» в один час и не потерял ни одной жемчужины этого классического произведения.