В какие бы обстоятельства не приходилось попадать человеку деятельному и творческому, жизненный заряд, заложенный в нем, обязательно выстрелит. И не важно, в какое время это произойдет, но случится
обязательно
Марию Васильевну Литвинову из села Половинное это «накрыло» в возрасте, когда другие начинают давление по нескольку раз в день мерить да таблетки по распорядку принимать.
Лучшее лекарство – рыбалка
За заботами да обязательствами раньше не до себя было. Обживались, дом строили, детей с мужем растили, работали. И так привыкли к такому насыщенному трудом ритму, что от избытка свободного времени на пенсии растерялись. Грибы, ягоды – занятие, конечно, интересное, но сезонное.
И тогда особо не разделявшая интереса к увлечениям мужа – рыбалке и охоте – Мария Васильевна, приняв его приглашение на зимнюю рыбалку, так прониклась этой романтикой, что стала чуть ли не главным инициатором таких вылазок. «Сова» по природной организации и мерзлячка по натуре, ни свет ни заря она может подняться с постели, лишь представив, как будет извиваться на ее крючке пойманная рыбка.
И вот какую особенность Мария Васильевна отметила, когда она на рыбалке – все болезни от нее отступают. Ну, абсолютно ничего не болит… Даже если несколько часов кряду приходится сидеть у ледяной лунки в палатке, обогреваемой лишь несколькими зажженными свечками, воткнутыми в снег. И куда только с тех пор не заносили их колеса видавшего виды внедорожника «Нивы». Теперь Мария Васильевна любому опытному рыбаку не уступит в навыках и сноровке управляться хоть удочкой, хоть спиннингом.
Сколько джинсов в коврике?
Но есть время, когда до водоемов добраться невозможно, а случаются и другие обстоятельства, которые удерживают их дома (не замечать проблем со здоровьем иногда никак не получается). И тогда на выручку приходит мамина электрическая машинка и лоскутки, из которых своими терпением да фантазией Мария Васильевна создает красивые и практичные вещи. Фотографии ее работ на страничке в «Одноклассниках» собирают немало лайков. Незнакомые люди засыпают ее вопросами в комментариях на предмет продаж и заказов понравившейся вещи.
– Я влюбилась в ваш плед с котиками, продайте или сшейте мне такой же, – уговаривала Марию Васильевну незнакомая женщина, увидевшая фотографию в соцсетях.
«Котики» славно прижились в комнате внуков, повторить такую объемную работу нужно было решиться. Трудоемкая она очень. А как признаться, сколько джинсов потребуется найти и изрезать, чтобы такое лоскутное покрывало для дивана появилось на свет?.. Одним словом, работать на заказ Мария Васильевна пока не соглашается.
Поиски материала стали трудной задачей. Когда Мария Васильевна слышит, сколько ценного для нее сырья знакомые по незнанию выбросили или сожгли, она шутит: «Ну, вот, оставили меня без работы!». На самом деле каждый цветовой оттенок на ее покрывалах – это кусочек одной вещи, чем больше их, тем больше ей требуется курток, брюк, юбок.
Но как бы там ни было, на свет появляются все новые и новые полотна, превращающиеся в уютные коврики, дорожки, накидки, сумки для родных и знакомых. Даже муж не удержался, попросил сшить ему на диван мужской вариант пледа – немаркий, нескользкий, удобный, как привычные поношенные джинсы.
Все у нас в голове
Отыскивая нужную информацию в интернете, Мария Васильевна узнала, сколько интересных направлений есть в технике пэчворк: пицца, синель, крейзи. Первым изделием стала сумка, подаренная дочери. Олеся подарок оценила, и вместе с сестрой они стали для мамы главными поставщиками материала.
Машинка в доме стала стучать все чаще. Занятие захватывало. Сначала лоскутная мозаика складывалась в голове рукодельницы. И не сказать, что процесс этот легок и быстр. Только заранее обдумав каждую деталь, Мария Васильевна принимается за работу. Возможно, потому все и заканчивается появлением нового изделия, для которого обязательно находится применение.
У мастеров, продвинутых в этой технике, специальное оборудование. В распоряжении Марии Васильевны – обычные ножницы да машинка без всяких наворотов. Но даже при такой оснащенности при большом желании удивить она может. Если не изысканностью своих изделий, то аккуратностью исполнения и, главное, их теплотой и домашностью.
Такая же искренность и простота звучит в ее стихах. Строчки приходят в ее голову, как будто их кто диктует. Их может навеять старая детская игрушка, любопытная пичуга на речке.
– Я не знаю, как пишут стихи поэты, мои сюжеты из реальной жизни. Что-то зацепит, и закрутится в голове одна строчка, потом другая, третья. Стихотворение она записывает уже целиком. Это, например, родилось
1 октября за совершенно будничным домашним занятием.
Я живу, как умею,
никуда не спешу,
И для жизни у Бога
я немного прошу:
«Мир, спокойствие детям
и здоровья им дай,
И родных моих, близких
от беды охраняй».
Для себя лишь прошу,
чтоб полезною быть,
И на трудном пути не стонать
и не ныть.
Ну, а если придется
мне боль испытать,
Я сцеплю крепко зубы,
чтобы сильною стать.
Благодарна я мужу
за поддержку в пути,
Крепко взявшись за руки,
дальше вместе идти.
Ну, а если б пришлось мне
этот путь вновь пройти,
Ничего б не меняла я
на этом пути.
Шла бы я, улыбаясь,
зная, что впереди,
По знакомой дороге
веселее идти.
Ко всем открывающимся в ней новым интересам Мария Васильевна относится с некоторым удивлением, легко принимая их в себя, а потом привычно трудясь над их совершенствованием.
Марина Тузниченко,
фото автора и из архива
семьи Литвиновых.