Наш корреспондент пообщался с краснозерскими таксистами и узнал некоторые подробности работы такси
22 марта 1907 года на улицах Лондона появились первые автомобили, оснащенные специальными счетчиками. Лондонские извозчики назвали счетчик «таксиметр» — от французского «такс» («плата») и греческого «метрон» («измерение»). С тех пор индивидуальный городской транспорт начали называть такси, а извозчиков — таксистами.
Мы решили вызвать машину через диспетчера. Нашли в интернете телефон краснозерского такси, позвонили, объяснили, откуда нас забрать и куда доставить.
Машина приехала буквально через 5 минут.
Мне нравится такая жизнь
Александр МАКАРОВ – так зовут таксиста, который приехал за нами. В такси он работает уже более двенадцати лет. Пока мы ехали, с удовольствием рассказал об особенностях работы.
Все дороги и каждый поворот за двенадцать лет работы Александр выучил как свои пять пальцев. Его рабочие маршруты – это весь Краснозерский район, включая удаленные села, деревни. К тому же Александр зарекомендовал себя как опытный и ответственный водитель, его отправляют в Новосибирск и другие города. График работы 2/1 и этого вполне хватает, чтобы сделать домашние дела, отдохнуть и снова вернуться к любимой работе.
– За столько лет работы случалось всякое, – говорит Александр, – и хорошее, и плохое.
– Какие вопросы задают клиенты во время поездки?
«Как машина?»
– Чаще задают мужчины, которые едут одни и сразу садятся на переднее сидение. Учитывая, что подобное у водителя спрашивают по несколько раз на дню, отвечаю, что не жалуюсь.
«Ну, как работа?»
– На этот вопрос водители такси отвечают нейтрально и односложно: «Кто хочет заработать – заработает, главное, не лениться».
«А вот брат отца подруги моей сестры говорит, что его знакомый таксист зарабатывает по 4000 рублей в день чистыми. Это правда?».
– Конечно, правда. Более того, под конец смены водители такси даже не берут с пассажиров плату, потому что багажник забит «выручкой». Это шутка, конечно.
Из этой же бестактной серии вопрос: «Сколько за смену выходит?»
– Пассажиры все разные, с каждым выстраивается своя беседа, хороший таксист – настоящий психолог, должен чувствовать и различать людей, их настроение, поведение, помнить, что клиент всегда прав. С моим опытом работы могу смело сказать, что вижу людей и чувствую с момента, когда они садятся в мою машину. Мне нравится такая жизнь – люди, дорога, движение, иногда новые и полезные знакомства. Все устраивает.
В итоге наша поездка длилась 5 минут 35 секунд и обошлась в 180 рублей.
Работа неблагодарная
Выйдя из машины, мы сели в другое такси, стоявшее неподалеку, и пообщались с его водителем, но услышали совсем другое мнение об этой работе. Назвать свою фамилию таксист не захотел.
Иван, стаж работы в такси более 10 лет:
– Я считаю это одной из самых неблагодарных работ. Не бросаю ее потому, что уже привык, да и подработка финансово необходима.
Я работаю сам на себя, как и многие мои знакомые. Мы все работаем на своих личных машинах. Мало того, что машину свою гробишь, так еще и клиенты попадаются не подарки.
За 10 лет работы в такси у меня было много неприятных случаев. Все, конечно, не упомнишь, но чаще всего они связаны с нетрезвыми пассажирами. Приходилось и выталкивать из машины, и материть. Трудно сдерживать себя, когда в машину садятся неадекватные, неуправляемые люди. Это как лотерея, я считаю, как повезет. Однажды одна девушка пьяная на ходу чуть не выпрыгнула, дверь открыла, я по тормозам резко дал, хорошо, что ее к сиденью прижало.
Работа таксиста – это дело и желание каждого. Кому-то нравится, а кого-то жизнь загнала. Как меня, например. Многие побросали бы такси, если б была достойная работа и хороший заработок. Выгоды особо от такси никакой, так – на сигареты и на еду. Работая только в такси, человеку с детьми семью не прокормить.
Такси нам нужно
А вот мнения краснозерцев о работе такси в этот раз были только хорошие. Все, к кому мы обращались с вопросом, отвечали, что работой такси довольны, дело это очень нужное, потому что автобусы в районе ходят только по расписанию. А такси постоянно на ходу. В основном таксисты приезжают вовремя, без долгого ожидания, водители вежливы, в салоне чисто. С последним аргументом были согласны не все, как и с тем, что приезжающие порой автомобили по своему состоянию оставляют желать лучшего. Но выбирать не приходится…
Мы поздравляем наших краснозерских таксистов с профессиональным праздником и желаем добрых и щедрых пассажиров, счастливого пути, ровных дорог, бодрости за баранкой, неугасаемых сил, зеленого света на пути к удаче и отсутствия знаков «Стоп» в достижении целей.
Роман Болдырев. Фото автора.