Не модно – не значит не нужно

Как пушечные ядра и немецкий баян в Петропавловке оказались

Петропавловский краеведческий музей имени Николая Моисеевича Бахмацкого начинался в конце восьмидесятых годов прошлого столетия с работы краеведческого кружка в Петропавловской школе. Какая-то часть экспонатов была собрана школьниками, они старались принести как можно больше вещей, но забывали записать их истории. Со временем ниточки обрывались, ведь вещи живут дольше своих хозяев, но с их уходом остаются просто немыми свидетелями своего времени.
Как, например, эти старинные пушечные ядра. Откуда они? Что видели, что знают? Существует то ли версия, то ли легенда, что в наших местах появились они благодаря женщинам-переселенкам. Тайком от своих мужей везли они этот груз за тысячи километров, чтобы использовать небольшие, но тяжелые ядра вместо гнета при засолке капусты.
А сколько бы интересного мог рассказать баян, переданный в музей родными Павла Петровича Меркушева, жителя села Петропавловка, участника Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.!
В родное село вернулся рядовой Меркушев из Берлина после разгрома фашисткой Германии с ним, как с единственным военным трофеем. Долго сам играл на нем, потом передал инструмент одному из своих сыновей в Баганский район, от него тот перешел к другому сыну, а позже попал в сельский клуб, и оттуда уже – на заслуженный отдых, в музей. Делегация из Германии, побывавшая на экскурсии в музее, на баян тоже внимание обратила. Удивились гости, увидев в российской глубинке изделие довольно известной немецкой фирмы, и поныне выпускающей музыкальные инструменты. Рассмотрели экспонат со всех сторон, фирменный знак сфотографировали и повезли с собой эту удивительную историю обратно в Германию.
Семья Меркушевых музейный фонд хорошо пополнила. Род этот славен людьми разносторонними. Павел Петрович, кроме музыкальных, многими другими талантами обладал: делал мебель на заказ, станки ткацкие, прялки. И после того, как Павла Петровича, а затем и сыновей его в живых не стало, родственники предложили сотрудникам музея забрать что интересно из его вещей в качестве экспонатов. Так, помимо баяна в музее появились ткацкий станок, резная шкатулка, буфет и прялка, сделанные его руками.

Буфет на сто лет

Еще один буфет передала в музей Нина Филипповна Мишина. Для нее эта вещь – память о родительском доме, для которого ее и делал мастер – дед Пахом. Мама буфетом этим очень дорожила. И когда ее в преклонном возрасте дочери к себе на жительство приглашали, выставляла как условие: «Перееду, если буфет себе заберете». Порешили миром: маму забрала одна дочь, буфет – другая.
Крепкому, из цельного дерева, буфету сносу нет. Только в современный интерьер он давно не вписывается. Громоздкий, темный. Сколько себя помнит Нина Филипповна, столько и буфет этот. Думает, что ему больше сотни лет, ведь он ее отца ребенком помнит. Бабушка рассказывала, что отец, еще ходить не умея, заполз в нижнюю часть буфета. Спрятался. И сделал там большую лужу. Когда-то к буфету и ключи прилагались, запирающие ящики. Что за секреты в них скрывали?..
Зато сейчас в музее в буфете хранятся вещи редкие и теперь эксклюзивные, как, например, тарелки, помеченные царским гербом. Вряд ли такие в буфете обычной сельской семьи водились, а сейчас они там вполне гармонично смотрятся.

Кто-то теряет, а кто-то находит

Еще одну жизненную историю рассказали хранители музея о большой картине, подписанной именем художника Косарева, что висит теперь в парадной зале музея. Работа представляет собой репродукцию картины Перова «Охотники на привале».
Полотно размером с хороший ковер нашел прямо на дороге водитель КамАЗа Яков Иванович Ломоносов. Подумал сначала, что кто-то потерял большой кусок оргалита. Вещь в добром хозяйстве полезная. Мужчина притормозил, чтобы подобрать находку, но когда поднял, обнаружил картину. Она была написана масляными красками на холсте. И что с ней было делать? Выбросить – жалко! Повесили в доме вместо ковра, потом перенесли на веранду, затем и о гараже стали подумывать. Одним словом, когда хозяева попросили музей в дар ее принять, вид у нее был удручающий.
Николай Моисеевич Бахмацкий, директор музея в то время, ее в буквальном смысле реанимировал, и картина, очищенная и обновленная, украсила стену парадной залы музея.
Очень много собрано в музее одежды: целая коллекция свадебных платьев, зипун, бывший почти сто лет назад частью приданного, башмачки, в которых выплясывала лучшая трактористка и много чего другого, о чем мы расскажем в следующем выпуске «Свидетели времени».
А вас, дорогие читатели, мы вновь и вновь приглашаем продолжить эту тему своими рассказами о вещах из семейного архива и историях, связанных с ними.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *