Поиграй со мной, мама!

Сегодня в нашей рубрике советы от педагога-логопеда Алины Сидоровой. Она следит за развитием речи малышей в детском саду, учит их правильно говорить, общаться, исправляет нарушения в речи. И она точно знает, что должны делать родители, чтобы помочь своему ребенку речевого нарушения избежать

В настоящее время телевизоры и компьютеры окружают нас везде. Мы не представляем жизни без телефонов и других гаджетов, ведь это так для нас важно – быть всегда на связи. Каждый осознает вред и зависимость от этих устройств, но отказаться нам не позволяют современные реалии.

Очень важно понимать опасность, которую приносят современные девайсы, попадая в руки малышей практически с рождения. И если нам, взрослым, уже не обойтись без этих устройств, то детей мы вполне можем ограничить. И на это есть важные причины.

Как отмечают специалисты, нынешнее поколение растет с серьезными нарушениями здоровья и психического развития. Происходит нарушение осанки, зрения, снижение общей двигательной активности и координации движений. И ко всему этому отставание в развитии речи.

В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития – дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна, дети с трудом подбирают слова, чтоб выразить свою мысль.

Все это потому, что наши дети слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Слишком много времени проводят у экранов телевизоров, где не требуется ответа, живого общения. Им не хватает «практики» общения. Все внимание уходит на зрительное восприятие картинки, на поглощение, а не на отдачу.

В этом, конечно, большая вина родителей. После работы мы устаем и сами усаживаем детей смотреть очередные мультики. Поэтому очень часто дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами. Как следствие, серьезно нарушается формирование внутренней речи. А ведь во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление, словом все, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь.

Вслед за речью у детей отмечается резкое снижение фантазии и творческой активности. Они теряют способность и желание чем-то занять себя. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Им малоинтересно общаться друг с другом. Ведь куда легче нажать на кнопку и ждать готовых развлечений.

А кто воспитывал?

А вы обращали внимание на озвучку современных мультиков? Специально искаженные, шепелявые, гнусавые голоса! Это запоминается ребенком, и он начинает подражать «положительному» главному герою.

Все это искажает картину мира ребенка, формирует неправильное представление о том, какой должна быть семья, дружба, какие качества ценны в человеке. В этих мультфильмах нет места таким качествам, как доброта, милосердие, трудолюбие, спокойствие, мудрость. Показываемое насилие в мультфильмах и компьютерных играх учит презирать слабого, навязывает не только особый образ жизни, но даже особую манеру общения. А родителям потом остается только удивленно восклицать «Я его таким не воспитывала!». Конечно же, не воспитывали. Телевизор и компьютер сделали это за вас.

Пусть будет детство настоящим


Поэтому как можно дольше оттягивайте знакомство ребенка с компьютером до тех пор, пока он по-настоящему не станет большой необходимостью. В возрасте от 3 до 6 лет происходит интенсивное развитие психики: кроха всем интересуется, фантазирует и учится контролировать свое поведение. Он начинает стремиться к самостоятельной деятельности. Ребенок учится планировать свои действия и понимать чувства других людей.

Для детей этого возраста важнее активные игры, а не компьютерные. Они оказывают положительное влияние на нервную систему, способствуют развитию моторики (особенно игры с природными материалами), речи и обеспечивают зарядом положительных эмоций. К тому же ребенок учится общаться с другими детьми.

Пусть ребенок рисует, играет, конструирует, лепит, придумывает, строит, общается. Пусть живет реальной жизнью. А компьютер от него никуда не денется. Он научится его использовать за несколько дней, когда придет время. Не нужно торопить события. Пусть детство будет настоящее, а не компьютерное. А если все-таки есть необходимость в просмотре мультфильмов, то пусть это будут добрые, красочные, познавательные и подходящие по возрасту вашему малышу.

Домашняя игротека


Вашему вниманию представлены игры для детей по развитию речи в домашних условиях. Они помогут вам отлично, а главное, с пользой провести время со своим малышом.
Все вышеперечисленные игры обогащают словарный запас ребенка, способствуют умению отвечать на вопросы и согласовывать слова в предложении.

«Помогаю маме». Вы заняты приготовлением ужина. Предложите малышу помочь вам перебрать горох, рис, гречку или пшено.

«Волшебные палочки». Дайте ребенку счетные палочки или спички (с отрезанными головками). Пусть он выкладывает геометрические фигуры, предметы и узоры. А вырезанные из бумаги круги, овалы, трапеции дополнят изображение.

«Выложи узор». Попробуйте выложить панно из пуговиц вместе с ребенком (их можно пришить, просто разложить на столе или на пластилиновой пластинке). Очень красивые картинки получаются из кнопок, которые лучше втыкать в плотный поролон.

«Завяжи бант». Предложите малышу ленточки, шнурки – пусть учится завязывать бантики куклам и другим игрушкам, шнуровать ботинки и одежду.


Игры по дороге домой

«Я заметил». «Давай проверим, кто из нас самый внимательный. Будем называть предметы, мимо которых мы проходим, а еще обязательно укажем – какие они. Вот почтовый ящик – он синий. А я заметил кошку – она пушистая». (Говорить можно о разных предметах и явлениях, например: о собаке, синичке, елочке и т. д.). Ребенок и взрослый могут называть увиденные объекты по очереди.

«Доскажи словечко». Вы начинаете фразу, а ребенок заканчивает ее. Например: ворона каркает, а воробей чирикает, сова летает, а змея… (ползает), кузнечик стрекочет, а жук… (жужжит) и т. д.

«Волшебные очки». «Представь, что у нас есть волшебные очки, когда их надеваешь, то все становится, например: красным (зеленым, синим и т. д.). Посмотри вокруг в волшебные очки, какого цвета все стало, скажи: красные сапоги, красный мяч, красный дом, красный нос и пр.».

«Упрямые слова». Расскажите ребенку, что есть на свете «упрямые слова», которые никогда не изменяются (кофе, платье, какао, кино, пальто, пианино, метро). Например: «Я гуляю в пальто», «я пью вкусный кофе». Следите, чтобы ребенок не изменял слова в ответах.


Игры на кухне

«Ищем слова». Какие слова можно вынуть из борща? (капуста, лук, свекла, картофель и пр.). Компота? Кухонного шкафа? Плиты? Холодильника? и пр.

«Угощаю». «Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга». Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладошку, затем вы ему, и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «сладкие», «кислые», «соленые», «горькие» слова.

«Приготовим сок». Из яблок сок… (яблочный); из сливы… (сливовый); из вишни, груши, лимона, моркови и т. п. Справились? А теперь можно наоборот, например: апельсиновый сок из чего? (из апельсинов и т. д.).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.