Девяносто пять лет назад на границе между Краснозерским и Хабарским районами возник самобытный поселок Садовое со своим укладом, историями и традициями. Воспоминаниями жителей мы и хотим поделиться с нашими читателями
Деревня с садом
Лариса Владимировна Ширкова:
Когда я «собирала» истории нашего села, то поняла, что самые интересные рассказы можно услышать только из уст старожилов. Информацию о названии нашей деревни я не смогла найти даже в государственном архиве алтайского края, но Нина Ивановна Чернусь смогла рассказать, почему село назвали «Садовое». Из ее воспоминаний: «В 1944 году мы переехали в совхоз «Запрудихинский», а в 1945 году моего отца назначили директором овцесовхоза «Хабаровский», и мы переехали в Садовое. Не могу утверждать, что в ту пору поселок назывался Садовый, а вот почему его так назвали я знаю… Меня, как «новенькую-приезжую», местная детвора знакомила с «достопримечательностями». И в первую очередь повели в сад на краю села. На дворе стоял конец лета, и ранетки уже начали наливать свои бока спелостью. Аромат стоял, как от настоящих яблок! Огромная площадь, почти половина гектара, ровные рядки ранеток-полукультурок, все это говорило о том, что это творение человеческих рук! «Это дедушка Цветков, он сказал, что в каждом поселке должен быть сад. Он сам садил все эти деревья и ухаживал за ними. Он и дом свой весь яблоньками обсадил. Только у деда в саду ранетки крупнее и слаще», — рассказывали ребята. Показали мне его дом. Дедушка оказался большой добряк, угостил нас яблочками. Но попросил аккуратненько ранетки срывать, а то деревцу больно будет. Как сейчас помню, человек он был очень хороший. Про наш поселок так и говорили «это деревня, где на краю сад».
Волков и ягод было – тьма!
Из воспоминаний Марии Тимофеевны Захватовой:
«В 1929 году мы переехали в коммуну «Пахарь», это, примерно, где сейчас расположена улица Демьяна-Бедного. Поселок был красивый, зеленый! Дома стояли все рубленные, большие. Жили в них до раскулачивания зажиточные мужики. Земли были свободные, плодородные. Вот, по дороге на разъезд Центральный, вы увидите три вербы в канавах, так вот там находилась усадьба богача Никандра Ивановича Холкина. У него был сад и много ульев. Кулаку Торопову принадлежали земли в сторону Орехов Лога. А сейчас там ляга, которую называют «Торопухой». Кулацкие заимки были вдоль ложка в сторону Хабаров, там и сейчас видны следы заимок.
После 1933 года кулаки уже не жили в поселке, некоторые сбежали, а некоторых выслали в Нарым. Кругом пустовали кулацкие дома, но беднота боялась селиться в них. Те дома, что стояли ближе к железной дороге, растащили на дрова, хотя лесу вокруг было много. Прямо за огородами стояли березы, как свечки. А ягод было и груздей в лесу — тьма! Но мы боялись волков. Ночью они сядут под окнами и воют, а днем на глазах у пастухов «по две-три овцы утащат».
И крольчатина к обеду
Тамара Ивановна Нестерок:
Где-то в 1980-х годах около школы стоял сарайчик, в котором жили кролики. Под руководством учителя истории Владимира Владимировича Нестерок там дежурили и заботились о животных ученики Садовской школы. Они заготавливали сено, учились ответственности и ведению хозяйства. Труд учащихся с лихвой окупался. Крольчатину потом подавали на обед в школьной столовой. А недалеко от школы были большие огороды. Школьники выращивали разные овощи. По пять гектаров земли засеивали только картошкой. На летней практике дети пололи и поливали грядки, а осенью все дружно выезжали на поле. Целый день с утра до позднего вечера копали картошку. Но и там они не скучали. Разжигали костер, пели песни под гитару и запекали свежевыкопанный урожай. Школе, конечно, столько овощей было не нужно, поэтому излишки продавали, а на вырученные деньги покупали все необходимое для школьных занятий.
Без интернета жили веселее
Добрая традиция была в нашем селе. Ежегодно 19 мая проводились пионерские «маевки». Все классы со своими учителями выходили на заранее размеченное поле. Там устраивали гонки на велосипедах, бег с препятствиями, конкурс на лучшее блюдо, поиск лекарственных растений, переноска «раненых», ориентирование на местности и поиск «сокровищ» — килограмм вкусных конфет! Завершали «маевку» огромным пионерским костром. Тогда нам и интернета не надо было, время проводили весело, интересно и познавательно.
За фото пострадали
Юрий Пехенько:
Был у нас директором совхоза Петр Тимофеевич Золотарев, любитель всякой новизны. Как-то привез он в село диких животных, яков, и сделал им загон в лесу. Таких животных мы отродясь не видали, да и где их в наших краях повстречать можно? Решили мы тогда с сыном поглядеть на диковинных животных и отправились в лес к загону по большим сугробам. Подобрались мы к изгороди поближе, а сын залез на нее, достал телефон и начал фотографировать их. А рядом здоровый як стоял, стадо свое охранял. Не понравилось ему фотографироваться, разозлился он, разбежался, да как дал по ограде, что мы в сугроб и улетели! Так близко больше мы к ним не подходили.
«Не умеешь красть, не берись!»
Нина Степановна Вакула:
Первым директором совхоза был Федр Федорович Павленко, ранее работавший на ферме чабаном. А возил его шофер, Тимофеем звали. Однажды он рассказал мне историю о своем «преступлении». Решил он как-то с зернотока мешок пшена украсть. Отвез начальника, а сам на «ток» подался дело задуманное осуществить. Взял мешок, а тащить его устал. Сел на крыльцо у дома, обнял мешок, да и уснул непробудным сном. Только глаза открыл, как видит, начальник идет в конце улицы. Перепугался он, закинул мешок в кузов автомобиля, затем встретил директора и повез его на работу по чабанским точкам. Едут они, Федр Федорович свои любимые украинские песни поет, а на Тимофее шапка горит. Проездили так до самого вечера. А как вернулись в село, сказал он Тимофею: «Ругать я тебя не стану. Но коли не умеешь красть, так и не берись! Пусть этот раз тебе наукой будет».
«Крестовый» поход
Наш поселок остальным в пример ставили, говорили, хорошее село, современное, даже церкви в нем нет. Помимо прочих предметов я преподавала атеизм. Ученики и здесь проказничать успевали. Вырежут из бумаги крест, наклеят на одежду и ходят демонстративно, мы, конечно же, их ругали за это, а толку было мало.
Носки вместо урока
Отправили меня в с. Луговое в новую школу-шестилетку работать. Я преподавала там немецкий язык, географию и биологию. В той школе учились дети из Лугового, Садомного и из села Кулема. Несмотря на то, что мне тогда было всего 19 лет, местные жители относились к учителям с большим уважением. Даже почтенные старики приветствовали нас: «Здравствуйте, девчаточки!», — чем сильно смущали меня. Помимо школьников, меня обязали одну женщину грамоте учить. А жила она на отшибе села, «аппендицитом» называемым. Иду я к ней зимней порой мимо ляги, молодая, модно разодетая, в пимах и капроне. Прихожу к своей ученице, а она говорит мне: «Какая грамота мне, деточка, я уже лет пять почти ничего не вижу. Лучше юных учеников поучи». Увидела она, как я озябла в своих модных нарядах, подарила мене пару вязаных вещей, чтобы я до костей не промерзла.
Собственный совхоз построить легче
Бартцун Григорьевич Маргарян:
Родом я из Армении, но переезжая в Россию, сибирских морозов не испугался. Что у нас «-10», то здесь все «-30». За жизнь удалось поработать в разных местах, но всегда на стройке. В Садовое позвали меня фермы строить. Вот и переехали сюда с супругой. Много всего в селе я построил своими руками, вот только обидно, что новый собственник фермы разобрать решил, жаль свой труд. За мою память не менее пяти хозяев у совхоза сменилось. Каждый раз, когда они менялись, я, как и многие односельчане, надеялся, что предприятие восстановят, но тщетно. А без хозяйства-то погибнет, не будет развиваться наше село.
После того, как стройка в селе закончилась, я с головой ушел в хозяйство. Кого мы только не держали: гусей, уток, индоуток, цесарок, индюков, кур, коров и поросят. Сейчас остались крупнорогатый скот и поросята. И техника сельскохозяйственная у меня есть. Словно свой маленький совхоз за огородами.
Каскадер на «Буране»
Помню, вышли мы зимой с сыном на охоту. Как, глянь, из-за кустов выбегает заяц, а его лиса гонит. Да так шустро они мчались, что мы и среагировать не успели. Так сын и говорит мне: «Эх… был бы у нас Буран, так мы бы тут же их нагнали». Я спросил, а что же такое, этот «Буран»? А сын рассказал, что эта штука по снегу как трактор едет, чем сильно заинтересовал меня. Ели нашел, где снегоход можно купить. Зато потом я на нем накатался! А однажды так разогнался, что через трактор перепрыгнул, разогнавшись по сугробам полосы снегозадержания, словно настоящий каскадер! Вот только кому рассказываю – никто не верит.
Люблю я Садовое всем сердцем! Выйдешь за ограду – прекрасные зеленые леса, да необъятные, плодородные поля. В такой момент кажется, что лучшего места на свете нет.
Небо полное звезд
Татьяна Ивановна Вакула:
Очень люблю наше Садовое. Я почти коренной житель села. Родителей моих отправили сюда на освоение целинных земель, я тогда была еще совсем маленькой девочкой, лет пять мне было. В те времена здесь было два больших озера, и вокруг села красивый зеленый лес. Любили мы тогда от родителей по-тихому туда сбегать. Побежим, накупаемся, и домой идем. А в лесу у нас цыгане всегда останавливались, песни такие красивые пели. Может сейчас кто-то этого и не помнит, а я, как вчерашний день, вспоминаю. Знаете, почему название у деревни такое, потому что: «Небо над тобой, полное звезд, поселок Садовый, затерялся ты средь берез», — это поется в песне, которую сочинил Николай Николаевич Долотин, он был нашим учителем. Приносил он всегда свою гармонь, садились мы вокруг него и начинали петь ее.
Подготовили Данил ЧЕРКАЛИН и Кристина ИЛЬИНА. Фото из архива школьного музея села. 2018 год.