Об увлечении кожевенным делом Андрея Заикина я узнала несколько лет назад. Совершенно случайно наткнулась на его страницу в социальных сетях. Там в его фотоальбоме на тот момент уже были некоторые работы.
А началось все с ремешка для часов
Родился и вырос Андрей в Краснозерском. С самого детства ему нравилось мастерить поделки своими руками. Одно увлечение лихо сменяло другое. Он давал новую жизнь старым игрушкам. От сломанных машинок брал запчасти, а основу лепил из пластилина, моделировал корабли и другую технику. Сейчас Андрей учится в медицинском колледже на факультете ортопедической стоматологии. В будущем он планирует делать зубы из керамики.
Кожевенным делом стал заниматься из-за жадности, – с улыбкой на лице начал свой рассказ Андрей. – У меня всегда было желание носить хорошие, качественные вещи. В современном мире, если у вас достаточно денег, даже при сильном желании их сложно найти.
Хобби Андрея началось с простого ремешка для наручных часов.
Хотелось себе красивый и аккуратный аксессуар, – продолжил Андрей. – В магазине они стоят очень дорого, позволить себе такую роскошь я не мог, да и отдавать бешеные деньги, не зная до конца, из чего он сделан, мне не хотелось. Решил попробовать сшить сам. Заинтересовался этой темой и стал искал в интернете, какие нужны инструменты, где купить натуральную кожу. Так постепенно и пришел в кожевенное дело.
Научиться этому непросто
Позже, когда Андрей стал углубляться в эту тему, он понял, что обучиться кожевничеству – как непросто. Навыки мастерства невозможно найти нигде. — Сегодня есть, конечно же, всякие мастер-классы по кожевенному делу, но они дают только какую-то определенную базу знаний, – рассказывает Андрей. – Я искал старые учебники советского времени, изданные с 1938 и по 1951 год. В Советском Союзе люди, которые занимались разработкой и проектами вещей, ставили перед собой главную задачу – сделать и продать хороший продукт. В современном мире все намного проще, хотят реализовать то, что есть – полиэтиленовые мешки для ног, которым приходит конец, относив всего один сезон. Раньше все было немного иначе. Если тебе нравилась стальная тема, ты находил мастера, и он тебе передавал все свои знания, а сейчас такого нет.
Найти хорошую кожу – уже дело
На старте особых вложений Андрею не потребовалось. Все, что ему нужно было, так это макетный нож (скальпель) и две иглы.
Инструменты у меня примитивные, – говорит Андрей. – Но невероятная эпопея их найти. Для работы я долго искал шило. Только в Подмосковье нашел человека, который делает их на заказ. Стоят-то они копейки, но хорошие просто так не найти. Покупал я и магазинные, только ломались они через 15 минут прямо в руках.
Казалось бы, молоток – что сложного, а его не купить в строительном павильоне, потому что не подходит такой для работы. Заказывал из Москвы. Нитки для шитья тоже оттуда. Из специального оборудования мне требуется только добойник, он нужен для обуви. Так как я работаю только с натуральной кожей, то с ее закупкой всегда трудности. Покупал разную, даже заграничную, но все было не то. Недавно наткнулся на Волгоградскую, теперь работаю только с ней. Очень качественное сырье, хоть и чуть дороже, чем везде. Поэтому на старте своего хобби я потратил мизерную сумму. Конечно, можно купить ножи навороченные, с красивыми резными ручками из дерева, они супер какие замечательные, но это больше эстетика. Стоит такое удовольствие дорого, да и смысла в нем нет. С прагматичной точки зрения можно сделать все обычным ножом за 200 рублей.
Могу сделать то, что мне нужно
Андрей считает, что самое главное качество кожевника – это усидчивость, потому что все делается вручную. Самая большая работа мастера – дорожная сумка. В ней было порядка 17 метров ручного шва.
В работе мне нравится сам процесс, – говорит Андрей. – Я могу сам сделать то, что мне нужно, чего нельзя купить. На данный момент у меня фетиш по обуви. Когда я сшил себе первую пару, понял, как это круто носить качественные ботинки, теперь назад в кроссовки из заменителя я возвращаться не хочу. На сегодняшний день я сделал порядка трех пар. Супруге, себе и одну на заказ. Каждый раз пробую что-то новое. Сейчас шью себе ортопедические ботинки.
Недавно Андрей нашел себе подработку в единственной Новосибирской школе по кожевенному мастерству. Там он будет преподавать мастер-классы. — Этим делом я занимаюсь для себя, близких и фанатов качественных вещей, – говорит Андрей. – Люди наши не богаты, значит, на этом не особо заработаешь.
Нужен отличный глазомер
На обувь у меня уходит от двух до четырех месяцев работы. Если модель новая, а также под конкретную стопу приходится делать индивидуальную колодку. Беру фабричную болванку и по нужным размерам начинаю ее «портить» – точить, в нужных местах наращивать, отрезать, прибавлять и так далее. Она полностью меняется. На колодку уходит порядка двух дней. Также есть вынужденные технологические перерывы: на просушку клея, завялевание кожи, это сутки, как минимум. Плюс уже готовая пара должна постоять на колодке 1,5 месяца, чтобы она запомнила форму. Ну, а на ремешок уходит всего полтора часа.
Андрей считает, что для работы художественный вкус не нужен, требуется знание геометрии и отличный глазомер.
У меня нет машинки, – продолжает рассказывать Андрей – Сначала я бью отверстие под шов на одной детали, а потом я должен идеально отзеркалить, чтобы оно совпало и на другой. Если ошибиться хотя бы на одну дырочку, то получится складка, а кожа шьется один раз.
Работает Андрей дома. На его балконе полноценная кожевенная мастерская. Чаще всего у него заказывают галантерею: кошельки, сумки, а иногда и обувь. Есть и постоянные клиенты, но их очень мало.
Сколько же стоят ботинки?
Пока не окупил то, что потратил, – говорит Андрей – Я еще и не всем буду делать. Если мне человек не понравится, работать для него я не стану. Нет у меня и такого: я смотрю в окно, тут, раз – вдохновение пришло, и я пошел шить. Есть только цель. Нужны ботинки – вперед – творить. Сейчас планирую сшить себе кожаную куртку, но для этого мне нужна машинка. Уже нашел выкройку. Со знакомым закройщиком мы ее немного переделали и сделали макет. Осталось подобрать соответствующую тонкую кожу и начинать работать.
Было любопытно узнать, какая все же средняя цена на ботинки, которые шьет Андрей. Как выяснялось, стоимость ручной работы с индивидуальным пошивом будет от 30-ти тысяч и выше, на сумку немного дешевле – от 15 до 30 тысяч.
В будущем мне бы хотелось открыть мастерскую, – продолжил Андрей. – Придумать собственный бренд и работать над его популярностью. В зачатках это уже есть. Даже логотип придумал. Скоро начну ставить его на свои изделия.
Совет читателю: как не дать себя облапошить и отличить настоящую кожу от искусственной.
Натуральная кожа представляет собой шкуру животного, обработанную специальным способом. Она отличается высоким спросом и ценой. Чтобы отличить искусственную кожу от натуральной, мы должны знать основные признаки.
Натуральная кожа — мягче и эластичней заменителя, а также имеет более однородную текстуру.
Искусственную кожу выдает резкий химический «аромат». Естественно, что запах натуральной не должен быть неприятным.
Если материал достаточно быстро нагревается у вас в руках и некоторое время сохраняет тепло — это натуральная кожа. Если же остается холодным — это заменитель.
Натуральная кожа должна быть наполненной, то есть, на ощупь она мягкая, а место отпечатка при нажатии быстро должно принять свой естественный вид.
Если согнуть кожаное изделие пополам, то на изгибе цвет не должен измениться. И даже при множественном сгибе не должно быть следов или вмятин.
Изнаночная поверхность натуральной кожи должна быть мягкой, бархатистой, ворсистой. Если провести рукой — она должна поменять цвет за счет перемещения ворсинок.
Кристина Ильина.