10 вопросов школьному учителю

Первый герой нашей новой рубрики «10 ВОПРОСОВ» – учитель русского языка и литературы Наталья Анатольевна СМИРНОВА. Она работает в Краснозерском лицее №1, ее педагогический стаж 27 лет. Мы задали Наталье Анатольевне вопросы о шпаргалках, контрольных и родительских собраниях.

ЕГЭ – это зло?

  • Пожалуй, начну с плюсов. ЕГЭ дает возможность нашим детям поступить в любые ВУЗы нашей страны на равных условиях с москвичами и новосибирцами. Для слабого ученика такой формат экзамена даже удобнее, ведь грамотность на ЕГЭ не является определяющей, он может набрать баллы на тех заданиях, которые ему под силу. А вот сильному ученику, на мой взгляд, установленные рамки мешают полноценно раскрыться, выразить свои мысли, как хотелось бы.
    В нашей школе первые шаги к подготовке к ЕГЭ начинаются с пятого класса. В 11 классе дети прореживают варианты тестов, выписывают ошибки. После того, как ученики заканчивают несколько вариантов, формируется картинка, знания по каким темам выпускнику нужно подтянуть. Задания из того блока, которые плохо даются, можно потренироваться решать на сайте «Пишу ЕГЭ».
    Некоторым «сильным» ученикам сдать ЕГЭ сложнее. Им нужно проявлять меньше креатива, а действовать в определенных рамках. Мы подошли к минусам единого экзамена – это шаблон, под который приходится подравнивать всех детей. Нужно соблюдать единые требования, чтобы набрать высокий бал.
    Я бы перевела ЕГЭ в онлайн режим. Ученики бы приходили в школу, проходили экзамен на компьютере и сразу бы видели набранные баллы. Тогда выпускникам не пришлось бы нервничать в двухнедельном ожидании своих результатов.

Можно ли чему-то научиться, если все время списывать у отличника?

  • Любая работа — это, прежде всего, тренировка. Многие писатели в начале своего творческого пути вдохновлялись работами предшественников, черпали у них идеи. Иногда я даю детям хорошие готовые сочинения, чтобы они по ним тренировались.
    Если пользоваться работой отличника как образцом или шаблоном, то по ней можно многому научиться, можно самостоятельно разобрать тему, можно и к экзамену подготовиться. А вот постоянно списывать домашние задания не стоит. В итоге это не приведет ни к чему хорошему.
    Большую проблему создают готовые домашние задания. Если задать что-то из учебника – это, наверняка, спишут с интернета. Выход только один – дать каждому персональную работу.

Можно ли за последнюю неделю в четверти исправить двойку на пятерку?

  • Грамотность по русскому языку невозможно улучшить за одну неделю, она формируется годами. Думаю, что исправить четвертную «двойку» на «пятерку» за последнюю неделю невозможно. На «тройку» – да, при большом старании есть шанс получить «четверку». Тут все зависит от усердия. Если в начале четверти ты получил пару плохих оценок, то нужно их исправлять сразу, а не сидеть до последнего.

Какие шпаргалки самые незаметные?

  • Те, которые в голове. Шпаргалки писать нужно, пока ученик их пишет, он повторяет материал, у него работает зрительная память. Но эти листочки лучше оставить дома, под подушкой. На своих уроках я шпаргалки не находила, возможно, ученики их умело прячут.
    Моя коллега рассказывала, как одна ученица латинскими буквами записала весь текст, который ей нужно было выучить на урок истории, и положила под прозрачную обложку своего дневника. Листок открыто лежал на столе. Педагог не обратила внимания на какой-то текст на английском, подумав, что это задание по другому предмету. В итоге ученица списала всю контрольную работу. Но какой бы креативной не была шпаргалка – ей может не получиться воспользоваться, нужно рассчитывать на свои знания.

Как выжить учителю в коридоре на перемене?

  • Последнее время это проблема не актуальна. На переменах из-за «коронавирусных» ограничений дети находятся в своих классах. В коридорах не стало привычной беготни.
    Только ученики начальных классов устаивают догонялки. Большинство детей сами следят, как бы ни в кого не врезаться. Иногда бывает, когда младшеклассники неожиданно вылетаю из-за поворота или бегут спиной вперед, ничего перед собой не видя. Вот тут нужно внимательнее, чтобы ни с кем не столкнуться в коридоре.

Что делать, если в классе задали вопрос, на который Вы не знаете ответа?

  • Можно честно признаться: «Я не знаю. К следующему занятию поищу информацию и отвечу». Иногда можно вместе с классом поискать ответ на такой вопрос, у всех же есть телефоны с доступом в интернет. За 27 лет работы я узнала многое, но иногда бывают вопросы, которые ставят в тупик. Знать все на свете невозможно

Есть ли необучаемые дети?

  • Необучаемые? Скорее их стоит назвать «запущенные». У таких детей не хватает сознательности, мотивации, за ними не присматривают родители. Ребята предоставлены сами себе. С ними сложно работать.
    Есть дети, которым тяжело дается учеба. Но при этом многие из них стараются, «царапаются» изо всех сил. Ученики проявляют себя старанием, и в итоге могут дать фору с рождения одаренным ребятам.

Почему звонок для учителя?

  • Звонок звенит для всех. В начале урока – это сигнал к тому, что перемена закончилась и нужно проступить к работе. В конце – занятие закончилось. Бывает, учитель не успел до конца урока рассказать о домашнем задании, а дети начали собираться. Поэтому педагоги иногда говорят: «Звонок для учителя». Но этим не стоит злоупотреблять, нужно считаться со звонком, стараясь закончить занятие вовремя.

Родительские собрания — это весело?

  • На родительские собрания люди приходят усталые после долгого рабочего дня. Некоторые уже не хотят воспринимать никакую информацию, другие желают, чтобы мероприятие скорее закончилось.
    Родители отличников не пропускают собраний, хотя им на некоторые встречи можно было бы и не приходить. А отцы и матери двоечников в школу идут не охотно, не хотят публично слышать о ребенке негатив. Но этого можно не бояться. Учителя стараются сообщать о проблемах в школе персонально. В некоторых случаях родителей отличников, средних учеников и двоечников собирают отдельными группами.

Неожиданная контрольная – это «высшая мера наказания»?

  • После того, как мы изучили новую тему и повторили ее, написали проверочную, логически понятно, что по ней будет контрольная работа на следующем уроке. У учителей есть утвержденный график контрольных работ. Чтобы тест или сочинение не было неожиданным – можно спросить у учителя, когда он будет.

    Данил ЧЕРКАЛИН.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.