Первым своим кукольным творениям Татьяна Юрьевна Бакланова имен не давала. Они были малы, статичны и больше напоминали маленькие статуэтки в костюмчиках.
В мир людей первыми вошли куколки из запекаемого пластика. Кукольники называют их «болтушками». Говорить они, конечно, не умеют, зато легко туда-сюда двигают (болтают) ручками и ножками, прикрепленными к мягким текстильным телам.
Но более интересным и пластичным сырьем показалась начинающему мастеру самозатвердевающая глина. Она застывает на воздухе, но смоченная водой, вновь размягчается и дает возможность вылепить желаемое.
Рождение одного образа мне довелось увидеть. По замыслу художника на свет должна была появиться маленькая леди, но в личике упорно пробивалось мальчишеское упрямство. Мягко и терпеливо, сглаживая одни черты, Татьяна Юрьевна добивалась желаемой мягкости. Этап, который застала я, не был конечным. И, честно сказать, мне было не понятно, что не устраивает мастера. Но позже, увидев трогательную и нежную красотку, я только обрадовалась ее появлению.
Мы сидели в маленькой уютной комнате, бывшей детской, а сейчас мастерской хозяйки. Дочки выросли, но, как знать, может, настроение, здесь витавшее, и подпитывает мамино воображение. Кусочек глины, плошка с водой, приятная музыка. Этого достаточно, чтобы забыть об усталости, проблемах рабочего дня, и лепить, лепить: щечки губки, глазки, ручки, пальчик за пальчиком, не замечая времени, которое отсчитывают часы, подаренные мужем. Вся комната как волшебная шкатулка, где вместо сокровищ – изделия трудолюбивых рук, художественные вещицы из дерева, изготовленные руками Сергея Николаевича, инструменты для разного вида рукоделий и куклы Татьяны Юрьевны. Назвать их игрушками язык не поворачивается. Самостоятельная малышка Настенька, упрямец и забияка, несмотря на рост не больше ладони, Тед, каждая на свой лад красавицы Аленушка, Розочка, Княжна, Леди, даже крошка с малюсенькой пустышкой на магнитике. В каждой кукле своя изюминка, свое послание миру.
Глаза всегда добрые
Пока Татьяна Юрьевна рассказывает о технологии изготовления кукол, а их она делает разных: текстильных, из глины, пластика, одну даже вырезала из липовой заготовки — я трогаю мягкие локоны, касаюсь тонких пальчиков, воздушных оборок на платьях.
Независимо от способов и материалов изготовления все куклы кажутся воздушными, хрупкими и нежными. Хотя Татьяна Юрьевна уверяет, что они достаточно прочные, и что их подвижные внутренние детали позволяют рукам и ногам уверенно сгибаться, голове поворачиваться и наклоняться.
Из всех этапов, каждый из которых – творческий, самый продолжительный и важный для мастера — работа с лицом. В нем отразится характер куклы, ее особенность. Изгиб губ, разрез глаз, форма носа, даже расположение щек и цвет глаз — все имеет значение. Окончательно кукла оживет, когда мастер возьмется за кисти. Нальются румянцем щечки, крылато разлетятся брови, распахнутся глаза: карие, серые, голубые — у Татьяны Юрьевны они получаются большими и глубокими.
Образ завершает прическа и наряд. Все виды женского рукоделия Татьяна Юрьевна освоила еще в детстве и юности: она вяжет, вышивает (хоть нитками, хоть лентами), шьет, владеет техникой плетения макраме, потому каждую из ее кукол можно отправлять не только на выставку, но и на модный показ. Для некоторых первый выход в свет уже состоялся, шесть кукол стали экспонатами персональной выставки по приглашению сотрудников художественно-краеведческого музея.
Расставание было волнительным. Ведь с каждым творением в большой мир отправляется частичка души мастера. Какой отклик найдет она в сердцах других людей?!
Влюблена в ведьму
Одна из таких встреч и разбудила в Татьяне Юрьевне кукольника. Однажды, путешествуя по просторам интернета, она увидела работы Татьяны Катрушовой. Они ее поразили. И вскоре одна из кукол в виде старушки-ведьмочки появилась в доме Баклановых. С тех пор прошло несколько лет, но Татьяна Юрьевна не устает любоваться и детально через лупу разглядывать маленькое морщинистое личико. И восхищаться, насколько мастерски и скрупулезно вылеплена каждая морщинка, как реалистичны крошечные конопушки и волосики, торчащие из старческой бородавки. Искра таланта, переданная мастером, не погасла. И теперь ей самой хотелось бы, чтобы и ее куколки так же заряжали кого-то и увлекали в мир творчества, необыкновенной радости и умиротворения.
За все, что берется, Татьяна Юрьевна делает с полной отдачей. В созданном ей саду множество растений, одних только роз – 40 видов. Все продумано и подобрано так, чтобы радовать хозяев с ранней весны до поздней осени. Эту идею она воплощала в жизнь не один год, следуя собственному проекту, который, как полагается прагматичному бухгалтеру, сначала просчитала и создала на бумаге. «Мне кажется, жизнь такая короткая, а вокруг столько заманчивых предложений», — признается Татьяна Юрьевна и продолжает с улыбкой, «…что я не успеваю запасаться всякой всячиной, чтобы не забыть о новых и новых идеях». В ящичках ее стола много чего интересного: набор японских инструментов для резьбы по дереву, карандаши, ткань для кукольных платьев, наброски рисунков, акварельные краски, пастельные мелки для будущих картин. Есть идея освоить флористическое направление. В создании текстильных книжек-развивашек, детских игрушек, декупаже она свои силы уже попробовала. Но желания научиться еще и еще чему-то не уменьшилось. Свой дом, построенный 20 лет назад, они с мужем перекраивают, переделывают, дополняя новыми элементами. Две творческие натуры в одной семье – великая созидающая сила.
А недавно Татьяна Юрьевна и Сергей Николаевич завели страницы в инстаграм, где размещают свои работы. Зайдите туда удивиться и восхититься, я это делаю с большим удовольствием.
Марина Тузниченко, фото автора.