Как решить проблему со старым кладбищем

Во всех странах есть прекрасная традиция: чтить память тех, кого уже нет с нами. В храме мы ставим свечи за упокой, приносим цветы на могилы, поминаем умерших в родительский день…
А еще мы, проходя по заброшенному кладбищу, стыдливо отводим глаза от покосившихся крестов и заросших травой надгробий. Чужая могила – не наше дело? Мы постарались узнать, какая судьба ждет старое кладбище.

Что стоит на костях


До первой половины 20 века на месте захоронения могли построить дом. К примеру, в Москве на месте кладбища Симонова монастыря построили Дом культуры ЗИЛ. В Новосибирске на месте первого городского кладбища теперь находится «Центральный» парк и стадион «Спартак».
«…я помню, как в середине 20-х годов в газете появилось объявление: «На месте кладбищенской территории будет создаваться парк. Желающие могут перезахоронить своих родственников». …люди раскапывали могилы, из них доставали скелеты, укладывали в новые гробы… Потом приехал бульдозер, все сровняли, сделали клумбы, посадили цветы…» — пишет в своих воспоминаниях народная артистка СССР Зоя Булгакова.

В р. п. Краснозерское на месте одного из захоронений уже есть парк. Над братской могилой возвышаться памятник «Героям Гражданской войны», за авторством депортированного в Сибирь Литовского художника Ионеса Ионесовича Бурбайте, рисовавшего на родине почтовые марки, награды и иллюстрации в журналы. Официальной информации о других местах захоронения на территории райцентра в Краснозерском историко-краеведческом музее не сохранилось.
Старшее поколение краснозерцев помнит еще об одном кладбище.Оно располагалось на берегу реки Карасук напротив старого газового участка, – рассказывает Валентина Дмитриевна Чернышова, – сейчас там находится второй пляж. Это кладбище смыло. Многие жители старшего поколения помнят, как оттуда вывозили песок вместе с костями. Возможно, это было захоронение кержаков — представителей старообрядчества, носителей культуры северорусского типа. Но подтверждений этих сведений нет.


Вместо свалки может быть парк

Сегодня требования к участкам, отводимым под кладбища, и к их использованию отражены в СанПиН «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений». Документ содержит информацию о том, как может использоваться территория мест погребения после закрытия кладбища.
Согласно документу на территории бывших мест погребения запрещено строительство зданий и сооружений. Это же регулирует статья 16 ФЗ № 8 «О погребении и похоронном деле».
После завершения санитарного периода в 20 лет с момента последнего захоронения, кладбище может быть рекультивировано, надгробия снесены, верхний слой почты разровнен. После этого на данном месте может быть разбит парк, сквер.


Последнее погребение на старом Краснозерском кладбище, по информации администрации рабочего поселка, было 56 лет назад.
В среднем, через 60-70 лет после окончания захоронений, любое кладбище становится практически заброшенным, потому что большинство родственников уже не помнят умерших, они не жили с ними, либо были очень маленькими. Умерший человек, к сожалению, превращается в имя-фамилию, посещение его могилы прекращается, она разрушается и со временем исчезает.
Большинство могил на Краснозерском кладбище заброшено. Много лет его территория не убиралась, и в некоторых местах скопились горы мусора. На призыв навести порядок, откликнулись руководители и сотрудники организаций и учреждений, индивидуальные предприниматели, общественные организации, школьники, студенты, ветераны. После первого субботника вывезено 22 КАМАЗа мусора, но еще много предстоит сделать. Уборка территории будет продолжена. Но приведение территории в нормальный вид решит проблему лишь на время.

Отдел культуры Краснозерского района предложил администрации превратить территорию старого кладбища в парк.

Лучшее, что мы можем сделать – рассказывает Лидия Васильевна Мирошник – это высадить деревья: липы, березы, рябины. Одно дерево может символизировать населенный пункт и людей, которые ушли из него на фронт. Это позволит сохранить и память исчезнувших с карты района сел. Было бы неплохо установить в новом парке памятный знак или стелу. Если ничего не сделать, то старое кладбище превратиться в непроходимую кленовую рощу.


И «за», и «против»

Мы узнали мнения краснозерцев о превращении кладбища парк.


Юлия Куценко:

Если по закону можно на месте старого кладбища сделать парк – то пусть он появится. Неплохо, если бы там установили мемориальную доску, фонтан, лавочки. Но вечером я бы в него не пошла, в душе, наверняка, было бы как-то не по себе.

Людмила Борисовна Маткасимова:

Делать парк на месте кладбища? На костях ничего строить нельзя. Это память! Деревья, конечно, можно высадить, но ставить лавочки, фонари, асфальтировать дорожки… Ночью умершие не будут сниться? Тому, кто отважится это делать – будут.


Надежда Дмитриевна Карпенко:

Почему бы тогда не убрать памятник Ленину на площади? Мы каждый год ходим, убираем могилки родственников. На это кладбище ходят мои знакомые. Вместо того чтобы делать парк на его месте лучше бы его огородить. Я бы даже внесла деньги на это.


Парк на месте старого кладбища… Что в этом плохого? Никто не собирается устанавливать там карусели или кафе, где продают мороженое. Но разве предосудительно посадить вместо непролазных замусоренных дебрей аллеи деревьев в память о людях, живших в нашем поселке, деревнях и селах, исчезнувших с карты района?!
Другое дело, что нужно быть в ответе за все, что мы создаем: понадобится ухаживать за саженцами, пока они приживутся на новом месте, содержать парк в порядке, разъяснять, организовать…
Парк Памяти – большое дело и большая ответственность.
Сегодня территорию кладбища привели в порядок, но не повториться ли история с забвением? Слово за нами…

Срок «жизни» могилы


Закон «О погребении и похоронном деле» подписан в 1996 году Борисом Ельциным. В 2015 году министерство строительства и ЖКХ РФ попыталось продвинуть законопроект «О внесении изменений в похоронное дело». В числе прочего они предлагали признавать брошенные могилы бесхозными. Авторы предлагали эксгумировать тело, кремировать его, а освободившееся место передавать для нового захоронения. Такая практика есть и в Европе. Например, по Франции земля на кладбище не покупается, а берется в аренду. Заключается контракт на 5, 10 или 25 лет. Если по истечению времени плата не вносится, то останки эксгумируются и отправляются в крематорий. Православная церковь не одобряет кремацию, ислам — категорически запрещает. Уже более шесть лет документ находится на доработке, и пока не идет речи о том, чтобы рассмотреть его заново.

Подготовил Данил Черкалин

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *