Одинокая старость пугает многих. Как жить в свои 90, если тебе даже воды подать некому.
Подумаешь об этом, так в дрожь бросает. Страшно…
Анне Павловне Марковой из села Мохнатый Лог в марте исполнится 99 лет. Как говорит она сама: «Уже и век почти прожила»!
Так получилось, что ни мужа, ни детей у нее нет. Первый супруг на фронте погиб, второй тоже умер. Так и жила Анна Павловна одна. Пока были силы и здоровье, сама с домашними делами справлялась, а как ноги отказали, на помощь пришли неравнодушные соседи.
Всю заботу взяли на себя
Любовь Михайловна Курохова с Анной Павловной в одном двухквартирном доме пятьдесят лет душа в душу прожили.
– Моя мать умерла, когда мне было 22 года, – рассказывает Любовь Михайловна, – баба Нюра ее заменила. Всегда помогала советами, в трудной ситуации приходила на помощь, детей моих вынянчила, они очень ее любили. Дочка моя старшая всегда к ней бежала и через ограду кричала: «Баба, забери меня, к тебе хочу!».
Когда Анне Павловне тяжело пришлось по хозяйству, жить к ней приехал ее племянник с женой. По рассказам соседей, устроили они настоящий бедлам в квартире, а за бабой Нюрой совсем не ухаживали, только пенсию забирали. За помощью к соседям Анна Павловна не обращалась, лишь приходила вечером узнать о делах да молочка попросить.
– Как позже выяснилось, кушала она весь день только печенье и молоко, – говорит Любовь Михайловна. – Мы, когда узнали об этом, стали приглашать ее с нами ужинать.
Когда «квартиранты» от бабы Нюры съехали, она предложила мне за ней ухаживать, но я сама уже в возрасте. И тогда моя сноха Татьяна всю заботу взяла на себя. Вот так и живем.
Вставала и падала
Больше десяти лет Татьяна Викторовна от соцзащиты ухаживала за пенсионерами, поэтому заботиться о бабе Нюре ей привычно.
Работы она не боится, с мужем держат большое хозяйство: три коровы, телят, поросят, а летом еще и птицу покупают.
Муж Татьяны Викторовны – Николай Владимирович – механизатор в сельском хозяйстве, поэтому со всеми хлопотами ей приходится справляться самой.
– А мне несложно, я так привыкла, – говорит Татьяна Викторовна. – Не могу сидеть без дела.
За бабой Нюрой семья Куроховых ухаживает уже десять лет. Как только ноги у старушки начали отказывать, взяли ее под свою опеку.
– Она вставала с кровати и падала, не понимая, почему ноги не идут, – вспоминает Татьяна Викторовна. – Слышим грохот среди ночи, соскакиваем и бежим к ней, чтобы поднять. Говорю: «Баба, да ты не вставай, а постучи.
И мы придем». Упрашивала в больницу поехать, а она ни в какую. Так со временем ноги и отказали.
Сейчас для удобства в своей квартире сделали к бабе Нюре дверь. Теперь, если ей что-то нужно, она просто зовет меня: «Таня, мамочка, приди ко мне».
Помощь от чистого сердца
Бабушке уже 98 лет. Всех четверых детей Татьяны Викторовны и Николая Владимировича она знает по именам. Каждое утро спрашивает, ушли ли они в школу, какие оценки получили. Часто рассказывает о своей тяжелой жизни в военное время. Анна Павловна – труженик тыла. У нее в семье было шестеро братьев и сестер, только большинство из них умерли еще в раннем детстве. Дальние родственники у Анны Павловны все-таки есть, но оказалось, что только соседям ее жизнь не безразлична. И они помогают старушке от чистого сердца.
«Мамочка Таня»
Много лет Куроховы прожили в этом доме, а бабушке некому было помочь. Крыша совсем обветшала, двери прохудились, крыльцо перекосилось.
Татьяна Викторовна продолжает:
– Денег, выделенных государством, хватило только на то, чтобы вставить два окна, входную дверь и заменить крыльцо. На крышу от социальной защиты бабе Нюре дали 10 тысяч, а что на них сейчас купишь (даже на лес не хватит). Посовещались с мужем и бычка сдали, а на вырученные деньги закупили лес и профиль, да своими силами крышу перекрыли. Отмостку сделали, чтобы бабушке теплее в доме было. Навес на крыльце соорудили, ограду поменяли.
Ходили в администрацию, просили для Анны Павловны благоустроенную квартиру, чтобы можно было в вынне ее помыть, а нам сказали: «Не положено». Что делать? Сами провели водопровод и поставили у нее в квартире душевую кабину и туалет. Сейчас мне очень удобно ее купать – вечером отнесла в душ и помыла. Теперь у бабы Нюры есть все удобства.
Несколько раз в день мы топим у нее печку, чтобы ей всегда было тепло. Летом подышать свежим воздухом выносим бабушку на веранду. Завтрак, обед и ужин приносим к ней в комнату. Она очень любит молочные каши, блины, булочки и всякие вкусности. Мы стараемся ей ни в чем не отказывать, но почти вся ее пенсия уходит на лекарства и подгузники.
Тяжело мне с ней никогда не было. Потому что за столько лет она мне как родная стала, даже зовет меня «мамочка Таня».
Помимо бабы Нюры у Татьяны Викторовны есть еще двое пенсионеров, за которыми она ухаживает, но все это она делает безвозмездно, просто от души. Хоть подопечные и предлагают деньги, Татьяна Викторовна никогда не берет.
– У стариков и так пенсия маленькая, – говорит она. – Мне несложно помогать, а им приятно знать, что они не одиноки.